Сотрудничество с самозанятыми: нюансы

Сотрудничество с самозанятыми: нюансы

Все больше физических лиц осваивают статус самозанятых. Уже никого не удивляет, что они сами перечисляют налоги и выдают чеки. Если вы планируете привлечь самозанятых к работе в вашем ИП или ООО, то не придется платить за них НДФЛ и взносы. Они являются практически обычными контрагентами. Но все-таки нужно знать о некоторых моментах. Сегодня этот вопрос для осветил руководитель юридического отдела БРИДЖ ГРУПП Алина Павлова.

 При работе с самозанятыми можно забыть об НДФЛ и взносах, предоставлять информацию в отчетах тоже не нужно. Дело в том, что самозанятые не относятся к застрахованным лицам, сами платят налог на получаемый доход и освобождены от НДФЛ.

 Но есть исключения – если самозанятый работает в вашем ИП или ООО по трудовому договору или еще не прошло два года с момента его увольнения. В таких случаях необходимы все отчеты, как за физическое лицо. Это правило появилось в законе в ответ на налоговые маневры работодателей с массовыми переводами сотрудников в самозанятых.

 Возьмем такой пример. Программист работает в офисе по трудовому договору (на договоры ГПХ все сказанное дальше не распространяется). С его зарплаты вычитается 13% НДФЛ, плюс работодатель платит страховые взносы 32%. Руководитель предлагает сотруднику статус самозанятого, выгода очевидна – 6% налога вместо 13%. Все довольны.

 Естественно, государство вмешивается в эту идиллию и создает ограничения. В пп.8 п.2 ст.6 ФЗ-422 говорится о том, что в течение двух лет с момента увольнения получаемый от прежнего работодателя доход нельзя рассматривать как доход самозанятого. А вот если перейти в другую фирму, то на законных основаниях можно платить 6% и экономить на взносах.

 Если вы собираетесь заключить контракт с самозанятым, это будет обычный ГПХ договор. В нем необходимо отметить, что исполнитель является не просто физическим лицом, а самозанятым, сам отчитывается и платит за себя налоги.

 Пример заполнения раздела «Прочие условия» или «Иные условия»:

 «Исполнитель выступает плательщиком налога на профессиональный доход, поэтому Заказчик освобожден от обязанности перечисления налогов и страховых взносов за Исполнителя в бюджет РФ на основании пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ».

 Никаких проблем с тем, чтобы сняться с учета, у самозанятых не возникает. Это создает риски для работодателя – снова придется начислять НДФЛ, страховые взносы и сдавать отчеты как за обычного сотрудника. Важно иметь гарантии, что самозанятый сохранит статус до момента расчета. Поэтому не забудьте указать в условиях договора, что самозанятый обязан информировать вас об изменении статуса.

 Например, в такой форме:

 «При снятии Исполнителя с учета как плательщика налога на профессиональный доход он обязан информировать об этом Заказчика в письменной форме не позднее 3 дней с момента снятия».

 Как узнать статус самозанятого

 Подтверждением статуса служит справка о постановке физлица на учет в качестве налогоплательщика по форме КНД 1122035. Также можно проверить статус на сайте налоговой – этот вариант предпочтительнее, так как отражает ситуацию на текущий момент. Сотрудник не сможет сделать справку и через несколько дней сняться с учета.

 Чек, выданный самозанятым, тоже подтверждает его статус. В нем обозначены ФИО, статус и регистрационный номер.

 Расходы можно учитывать аналогично покупке любой услуги. Для подтверждения расхода можно использовать чеки, которые самозанятые отправляют по почте, sms или мессенджеру через мобильное приложение «Мой налог». Либо показать qr-код со ссылкой на ваш чек. Акт при этом не требуется. Чек подтверждает одновременно факты оплаты и оказания услуги. В Книге учета доходов и расходов документом-подтверждением будет номер чека.

Автор: Павлова Алина