Почему коды ОКВЭД перестали быть просто цифрами?
Раньше предприниматели выбирали коды ОКВЭД «для галочки». Их важность и корректность повысилась в момент принятия Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Сегодня коды влияют на:
· Налоговые проверки – ФНС сравнивает нагрузку по отраслям
· Господдержку – льготы и субсидии зависят от кодов
· Банковские проверки – несоответствие платежей и ОКВЭД вызывает вопросы
· Новые профессии – даже блогерам с 2025 года нужны точные коды
Этим приказом налоговая сделала открытым параметры (всего 12 и самый важный – налоговая нагрузка), по которым она анализирует всех налогоплательщиков (тот самый предпроверочный анализ). По его итогам формируются списки компаний-претендентов на выездные проверки.
Критические ситуации из-за ошибок в ОКВЭД
Налоговые риски
- Письма от ФНС: «Почему нагрузка ниже средней по отрасли?»
После получения таких писем «счастья» налогоплательщики поняли, насколько важна корректность этого показателя: ведь даже в рамках одной отрасли налоговая нагрузка в зависимости от специфики сильно колеблется. Например, Обрабатывающие производства – налоговая нагрузка «производство кокса и нефтепродуктов» составляет 2,8%, а «производство прочей неметаллической минеральной продукции» - 10,6%.
Потеря льгот
- В 2020 году (коронавирус) бизнес не получил поддержку из-за неверных кодов
Получить поддержку от государства могли особо пострадавшие отрасли бизнеса. Принадлежность отрасли определялось по ОКВЭД. Из-за некорректных кодов многие не смогли воспользоваться предлагаемыми льготами, в том числе налоговыми, кредитными отсрочками и т.п. Госорганы формально смотрели на заявленные коды.
Проблемы с банками
- Отказы в расчетно-кассовом обслуживании из-за «разношерстных» ОКВЭД
В рамках анализа денежных средств на счетах налогоплательщиков и их контрагентов, особенно в отношении сомнительных, критическим фактором стало несовпадение назначений платежа при поступлении и расходовании денежных средств с кодами по ОКВЭД. Также привлекали внимание наборы ОКВЭД, собранные без всякой логики (торговля, логистика, услуги, реклама, производство, то есть всё подряд).
После многочисленных вопросов от налоговой дисциплина в отношении выбора кодов по ОКВЭД существенно повысилась.
код | специфика деятельности |
70.21.1 | распространение информации в социальных сетях (создание и распространение аудио-, видео-, текст- контента в социальных сетях и других онлайн-платформах) |
70.21.9 | связи с общественностью (PR) |
73.11.1 | распространение рекламы в социальных сетях (размещение рекламы в социальных сетях и других онлайн-платформах. Особенно актуально, ввиду того что блогерам запретили размещение рекламных материалов в пространстве запрещённых каналов) |
73.11.9 | для рекламных агентств |
Ну и свежая вишенка на торте – новый порядок присвоения кодов по ОКВЭД: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2025 №728 «Об утверждении Правил определения кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности отчетного типа и процентных долей основного вида экономической деятельности и дополнительных видов экономической деятельности (при наличии)».
Новые правила: автоприсвоение кодов с 2025 года
Что меняется
- Коды будут назначать автоматически на основе:
- Выручки
- Оборотов по товарам/услугам
- Численности персонала (для банков, НКО)
Плюсы:
✔ Меньше ошибок при выборе кодов
✔ Прозрачность для госорганов
Минусы:
- Бизнес теряет гибкость в самостоятельном выборе
- Возможны споры с ФНС и ПФР
Коды будут определять ежегодно.
Что делать бизнесу уже сейчас
-
Проверить текущие коды – соответствуют ли они реальной деятельности?
-
Подготовить документы, подтверждающие выручку и обороты по нужным ОКВЭД
-
Следить за нововведениями: тестовый режим начнется в 2025, а с 2026 – обязательное применение
Ожидаем нового порядка в действии.
Что думаете, коллеги, удобно такое «автоприсвоение»?