Пока бухгалтеры в поте лица сворачивают налог на прибыль и бухгалтерскую отчётность, законодатель с не меньшей прытью формирует нормативную базу для «дополнительного сбора на сверхприбыль». И кажется несколько удивительным «спокойствие» бизнеса в ответ на новости о введении дополнительного сбора. Давайте разбираться.
Не смотря на западные санкции нововведение ознаменовали «windfall profit tax» - налог на непредвиденную прибыль или, если совсем дословно, то «wind» - это ветер, «fall» - падать, profit – прибыль, tax – налог: налог на принесённую ветром прибыль. Иногда ещё используют словосочетание excess profit tax – налог на сверхприбыль. Какое название не возьми смысл один – помимо стандартных налогов компания уплачивает дополнительный налог со сверхсумм полученной компанией «среднестатистической» прибыли по сравнению с предшествующим периодом. То есть компания обогатилась благодаря благоприятным экономическим условиям (курс валюты, изменения цен в результате мировых потрясений, изменение конъюнктуры рынков), соответственно ей следует «поделиться» с бюджетом.
Как не странно, часто компании «богатеют» на фоне нестабильных экономических явлений и, как следствие, дефицита бюджета, и в эти самые моменты государства используют этот инструмент. Так почему же бизнес так спокоен. Все потому, что это не новшество, а инструмент уже имевший в налоговой практике вполне конкретное применение.
Впервые такой налог применили англичане во время Первой мировой войны в отношении компаний, которые были «поставщиками» военных действий и имели так сказать сверхприбыли на госзаказе. За счёт этих поступлений финансировались расходы на оборону: ставка варьировалась до 80%. Естественно такой опыт впоследствии переняли страны Европы, Россия, Штаты и даже Япония.
Во Вторую мировую войну о таком инструменте также не забыли: США взимало 80%, а Великобритания все 100% прибыли, полученной сверх той, что получали компании в годы, предшествующие военным. В 50-е годы 20-го столетия Штаты взимали 82%, что обеспечивало треть бюджетных поступлений.
В периоды восстановления экономики благодаря росту цен на «чёрное золото» США взимало сверхналог – ставка зависела от месторождения, качества нефти – до тех пор, пока цены на нефть не пошли вниз.
В конце 90-х правительство Великобритании решило, что приватизация 70-х гг. была проведена не на рыночных условиях и это позволило новым собственникам получить сверхприбыли. Дополнительно полученные посредством введённого windfall profit tax 5 млрд фунтов стерлингов были направлены на социальное обеспечение и инвестиции в образование.
В начале 2000-х в Европе для желающих заниматься солнечной энергией были введены дополнительные налоги по сравнению с электростанциями, работающими по старинке на углеводородных источниках, и терпевшими убытки от дисбаланса «рынка».
Сегодня налоги на «сверхприбыль» присутствуют и в экономиках со стабильным положением. Например, в Казахстане есть налог для компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых. А в Норвегии нефтегазовая отрасль, помимо стандартного налога на прибыль в размере 20-30%, облагалась дополнительным налогом в размере 50%.
А что у нас?
В начале 2000-х В. Путин озвучивал предпосылки появления налога на сверхдоход в отношении приватизированных предприятий, однако до этого дело не дошло.
Первой ласточкой на деле стал налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для Газпрома. Так, посредством корректировок в законодательстве в конце 2022 года в бюджет дополнительно поступило порядка 400 млрд.руб., а с 1 января 2023 года вступает в силу закон, корректирующий базу расчёта НДПИ на газ. По предварительным расчётам Минфина России благодаря изменениям дополнительные поступления в бюджет будут обеспечены на уровне свыше 500 млрд. руб. ежегодно.
Windfall profit tax – шаг два. Вопрос его введения решен, остались детали. Утверждается, что нефтегазовый сектор и малый бизнес не затронет данный сбор.
Элементы нового сбора до сих пор не финализированы. Ориентиры на сегодня таковы:
Ставка – 4-5% от сверхприбыли
Период получения сверхприбыли – 2021-2022 гг.
База сравнения – 2018-2019 гг.
2020-й выпадает как ковидный. То, что 2021-й год был периодом восстановления от ковида, видимо в учёт не берётся.
Период – освещают как «единовременный», вступит в силу в 2024 году
Льготы – прошла информация, что всё подготовят ещё до 2024 года, и тем, кто решится пополнить бюджет уже в 2023 году, сможет сделать это «выгоднее».
Кроме дополнительного сбора рассматривались и другие варианты, однако не получили одобрения. Например, повышение ставки налога на прибыль по 0,5 п.п. бизнес-сообщество и госпредставители отвергли со ссылкой на одноразовость допсбора по сравнению с постоянством изменения ставки налога. Новые формы ОФЗ, развитие государственно-частного партнёрства, социальные инвестиции, предложенные бизнес-сообществом, не нашли поддержки на стороне государства.
Вячеслав Баженов, CEO и генеральный директор аутсорсинговой компании БРИДЖ ГРУПП:
Подготовим к налоговым проверкам- «В условиях затруднённости денежных потоков из России вариантов для распределения прибыли осталось очень мало. Оставшиеся предприниматели заинтересованы в активном развитии и скорейшем освоении освободившихся рынков. Сделать это в условиях отсутствия зарубежных инвестиций можно только за «свой счёт» – за счёт собственной прибыли. Частичное её изъятие, ужесточение условий кредитования, сокращение горизонта планирования – всё это может существенно затормозить темпы развития. Также не стоит забывать о специфике каждой отрасли. Например, компаниям нашей отрасли приходится существенно вкладываться в «продажу» услуг государства: ЭДО, Честный знак, Меркурий и т.д. и т.п. Также мы остались на рынке российских компаний, культура «аутсорсинга» в которых совсем молода и не развита. А повышение налоговой нагрузки для некоторых компаний, например, может привести к неконкурентной цене продукции – не забываем, что любой налог/сбор ложится в себестоимость товара/услуги. В любом случае для итоговых выводов ждём финальный законопроект с параметрами дополнительного сбора.»