Новая налоговая реформа, принятая в России, представляет собой комплекс мер, которые, как считают ее авторы, усовершенствуют налоговую систему и перераспределят налоговое бремя среди различных слоев населения и бизнеса.
Стойкая тенденция к оцифровыванию налоговых процедур продолжается, что уже существенно облегчило работу ФНС и упростило взаимодействие с ней налогоплательщиков. Однако волна критики не утихает: действующую систему по-прежнему упрекают за сложность и высокую налоговую нагрузку на бизнес-сообщество.
Давайте рассмотрим изменения, которые затронут большинство налогоплательщиков.
В основу новой прогрессивной шкалы авторы заложили принцип «плати по способностям» и ввели пять ставок: 13%, 15%, 18%, 20% и 22%. Зарабатываешь в год менее 2,4 миллиона – плати минимально, далее ставка растет.
Перемены не затронут доходы участников СВО и надбавки за работу в районах Крайнего Севера.
Последствия перехода:
1. Бюджет дополнительно заработает. Доходы вырастут до 3,6 трлн рублей в этом году, и до 6,3 трлн рублей – в 2027.
2. «Излишки» направят на различные соцпрограммы, такие как «Семья» или «Молодёжь России», отремонтируют больницы и т.д..
3. Попытка ухода в разные «серые» схемы. Бизнес будет искать возможности сэкономить, например, начнет выдавать зарплату в конверте.
Изменения:
1. Отмена автоматических льгот для большинства упрощенцев.
2. Новые варианты уплаты:
· С сохранением льгот для ИП и компаний с ежегодным доходом до 60 миллионов.
· С оплатой по старым ставкам: для тех, кто не сможет сохранить льготу.
3. Пониженные ставки 5% (если доход за прошлый год не выше 250 млн рублей)
и 7% (от 250 до 450 млн).
Последствия:
Если, по ошибке или из-за недостаточного внимания, компания занизит сумму к уплате НДС, это может привести к серьезным финансовым последствиям. Штраф за подобные ошибки составляет 20% от неуплаченной суммы налога.
Из-за неожиданных изменений в размере НДС может возникнуть кассовый разрыв. В таких случаях, компании могут оказаться перед выбором: полностью погасить задолженность перед государством или оставить средства для финансирования текущих операций.
Компании на ОСНО теперь платят 25%, ИТ-компании – 5%.
Последствия увеличения:
Платят владельцы хостелов, гостиниц и т.д. Ставки устанавливаются местными властями. В 2025 году они не более 1% от стоимости проживания, и не менее 100 рублей за сутки. В последующие годы ставки вырастут: в 2026 году — 2%, в 2027 году — 3%, в 2028 году — 4%, с 2029 года — 5%.
Последствия введения:
Местные бюджеты получат еще один источник финансирования. Но, отельерам это нововведение осложнит ведение бизнеса: изменит систему оплаты, принудит повысить цены на проживание. Добавит хлопот необходимость ежеквартально предоставлять в ФНС декларацию и соблюдать сроки уплаты налога.
Стандартный налоговый вычет вырастет для второго ребенка в два раза.
Последствия увеличения:
1. Налогоплательщики смогут возвращать большую сумму налоговых вычетов и направить эти средства на оплату обучения ребёнка (детей) или на покупку продуктов.
2. Нововведение, по задумке авторов, позволит увеличить экономическую активность населения, а также поддержать семьи с низким или средним уровнем заработной платы.
Пример влияния изменений на бюджет семьи:
если семья с тремя детьми сэкономит 31 824 рубля в год, то есть если доход обоих родителей будет в пределах лимита, то в 2025 году в её бюджет поступит на 4 940 рублей больше, чем в 2024 году.
Последствия реформы 2025 года для бизнеса
Одним из самых заметных последствий реформы стало увеличение налоговой нагрузки на компании. Этот рост расходов стал для многих бизнесменов настоящим испытанием, заставив их пересмотреть свои финансовые модели.
- для нефтегазовых компаний — на 5–7%;
- для компаний потребительского сектора — на 6–7%;
- для финансового сектора — на 6%;
- для транспортных, электроэнергетических компаний и девелоперов — на 7–8%;
- для ИТ-компаний — на 2%.
Опираясь на исторический опыт, можно сделать определенные выводы: в итоге, такие меры могут способствовать росту теневой экономики. По информации Росстата, в 2023 году неформальный сектор уже составлял значительную часть экономики России - около 20% ВВП. Увеличение налоговой нагрузки потенциально может привести к дальнейшему расширению этого сектора: есть опасения, что некоторые участники финансово-хозяйственных взаимоотношений предпримут попытки уклониться от повышенного налогообложения.
Повышение ставки налога на прибыль будет способствовать появлению новых способов налоговой оптимизации, росту технических компаний, основная задача привлечения которых — это увеличение расходной части организации, что в свою очередь увеличит нагрузку контрольного ведомства на администрирование бизнеса.
Кроме того, увеличение ставки, по сути, не соответствует реальному состоянию дел в экономике, ее росту и доходам компаний, которые могли бы компенсировать потери от увеличения ставки. Налоговая нагрузка на бизнес в данном случае должна соответствовать его обороту, что в нынешней ситуации не соблюдается.
Ну и еще одна ложка дегтя: предприниматели столкнутся с повышением административной нагрузки. Например, фирмы и ИП на упрощенке теперь обязаны вести книгу продаж, выставлять счета-фактуры и подавать электронные декларации по налогу на добавленную стоимость. Это нововведение приведет не только к увеличению рабочего времени и ресурсов, которые компании должны выделить на соблюдение новой отчетности, но и к необходимости улучшения уровня бухгалтерского контроля и управления данными.
В итоге возросшие дополнительные расходы бизнеса оплатят конечные потребители.


