Налоговой моя компания не интересна: ни проверок, ни вызовов, столько лет работали и ничего – значит все грамотно делаю. Практика показывает, что это не всегда верно. Если за компанией водятся «грешки», то налоговая проверка – просто вопрос времени. К счастью, еще до прихода контролеров, многим приходится осознавать горькую истину – что-то с компанией видимо не так. Потенциальные партнеры не хотят вместе работать, контракты не заключаются, контрагенты отказываются от сотрудничества.
Один из таких бизнесменов обратился в Бридж Групп за помощью
Ситуация:
Предприниматель осознал печальную перспективу ведения дел «по-старому». Подтолкнули к этому его контрагенты. Анализируя информацию о его компании, они сомневались в сотрудничестве или вовсе отказывались.
Он попросил нас оценить деятельность компании: модель ведения бизнеса, финансово-хозяйственные операции с точки зрения налогообложения, и предложить варианты, которые позволят «обелить» его компанию.
Что было сделано:
Бизнесмены часто боятся аудита, ассоциируя этот процесс с проверкой ФНС. На самом деле эти данные для внутреннего пользования. Инициативный аудит оперативно «познакомит» с тем, как обстоят дела в компании в целом или на каком-либо участке работы, подскажет, успешно ли трудится главный бухгалтер и многое другое. Кстати, и главбуху аудит в помощь: время от времени полезно убедиться, что механизм работает без сбоев и вы, как специалист, ничего не упустили.
В ходе инициативной проверки компании было выявлено:
· работа с «сомнительными» контрагентами и отсутствие первичных документов;
· выплата заработной платы ниже среднеотраслевой
· нехарактерное движение денежных средств по счетам компании.
· отсутствие процедуры проверки контрагентов
· несистемное ценообразование
· отсутствие управленческого учёта
· несоответствие учётных (регистрационных) данных фактическим данным по компании (юридический адрес, ОКВЭД)
Была высокая вероятность того, что, продолжая работать в таком формате, компания «дождалась» бы налоговой проверки со всеми вытекающими последствиями, или неизбежного банкротства (это как правила игры – если ты их не соблюдаешь и продолжаешь считать себя особенным, в конечном итоге останешься один отдельно от всех).
По итогам проверки нами было рекомендовано:
· привести в соответствие с реальными обстоятельствами учетные данные
· наладить управленческий учёт и ценообразование
· осуществлять через расчётный счёт компании все взаиморасчёты – уйти от «серых» поставщиков (ценовой аргумент, как оказалось не всегда актуальный)
· учитывая сезонность бизнеса, пересмотреть взаимодействие с физическими лицами: кто нужен в качестве полноценного сотрудника компании, пересмотреть систему материального стимулирования (уйти от фиксированных окладов и создать систему оплаты «за результат» или сдельную), рассмотреть варианты аутсорсинга
Все вышеперечисленные изменения по цепочке позволят компании получить качественных заказчиков и стать конкурентоспособными в своей нише.
Не секрет, что налоговые органы смотрят на компании через призму данных, заявленных в представляемой отчётности, а также сведений по расчётным счетам компании. И если эти данные несопоставимы, а по расчётному счёту отсутствуют транзакции, соответствующие нормальной деловой практике, то сразу возникают вопросы. Большая часть анализа такого рода у налоговой службы давно автоматизирована.
Если в вашей компании давно ничего не менялось, возможно стоит пересмотреть модель своего бизнеса и найти иные варианты, не только с точки зрения порядка ведения бизнеса, но и с точки зрения системы налогообложения, схемы взаимодействия с сотрудниками и подрядчиками и т.д. А начать меняться проще всего с инициативного аудита.