В последние годы наметился заметный рост активности Федеральной налоговой службы (ФНС) России в части проведения налоговых проверок. Однако происходит это не столько за счет увеличения численности инспекторов, сколько за счет технологического и аналитического превосходства, которое ведомство наращивает ежегодно. За этим трендом стоят не только глобальные тенденции цифровизации, но и конкретные отечественные разработки - АИС «Налог-4», системы анализа цифрового следа, блокчейн- счета и многие другие инновационные инструменты.
В этой статье мы подробно разберём, в чем коренные отличия между классическим (или инициативным) аудитом и налоговой проверкой, почему ФНС всё чаще обнаруживает налоговые нарушения заблаговременно и как бизнесу защититься упреждающим аудитом. Особое внимание инструментам и методикам, применяемым в обоих случаях, а также оптимальной стратегии компании для снижения налоговых рисков.
1. Суть явления: Аудит и налоговая проверка. Что кого ждет?
Аудит - это независимая проверка финансовой отчетности, бухгалтерских документов и прочих аспектов деятельности организации, целью которой является подтверждение достоверности, полноты и соответствия финансовых данных установленным стандартам. Аудит может быть обязательным (например, для публичных акционерных обществ) или инициативным, который проводится по решению руководства организации для оценки состояния учета, выявления рисков или подготовки к возможным проверкам.
Основные черты аудита:
-
инициируется самой компанией (чаще её руководством или учредителями);
-
проводится независимой сторонней организацией (аудиторской фирмой, имеющей лицензию и штат аттестованных специалистов);
-
цели – контроль достоверности отчетности, снижение рисков, улучшение управленческой эффективности;
-
результат – аудиторское заключение и, при необходимости, перечень рекомендаций по устранению выявленных нарушений.
Налоговая проверка – это форма государственного контроля исполнения налогового законодательства организациями и индивидуальными предпринимателями. В отличие от аудита, инициатором в данном случае является ФНС, а основная цель – выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, а также доначисление недоимок, штрафов и пени.
Основные черты налоговой проверки:
-
инициируется налоговым органом (ФНС) в порядке, определенном Налоговым кодексом РФ;
-
проводится представителями государства, обладающими широкими полномочиями вплоть до истребования документов, допроса сотрудников и проведения выездных мероприятий;
-
результат – акт проверки. При необходимости – доначисление налогов, штрафов и пеней, административные или уголовные дела.
2. Почему ФНС всё чаще анализирует цифровой след компании?
Начиная с конца 2010-х годов ФНС России стала одной из главных драйверов цифровизации госсектора. В основу нового подхода легли:
-
автоматизированные информационные системы (АИС), такие как "Налог-4" – мощные аналитические платформы, обрабатывающие многотерабайтные массивы данных о расчетах компаний и физических лиц в режиме близком к реальному времени. Здесь стекаются сведения о счетах, движении средств, налоговой и бухгалтерской отчетности, таможенных операциях, кассовых чеках, выписках из банков и даже данных мобильных операторов;
-
блокчейн-счета и контроль цифровых транзакций – современные способы отслеживания операций, невидимых стандартной банковской системе. Особенно в части криптовалют, аффилированных лиц и сложных схем вывода средств за рубеж;
-
кросс-платформенный мониторинг – интеграция данных из разных источников: электронные площадки, ГИС ГМП, портал госуслуг, СМЭВ, реализация "прозрачного" НДС (сквозной мониторинг счетов-фактур).
Как это работает на практике
Все вышеуказанные системы объединяются в единую аналитическую среду, где для каждой компании формируется своеобразный "цифровой профиль", включающий:
-
степень прозрачности деятельности;
-
типичные показатели выручки, расходов, налоговой нагрузки;
-
структуру расчетов с контрагентами;
-
рисковые операции (дробление, цепочки "обналички", схемы ухода от налогов);
-
карточки директорского состава, бенефициаров, связей и пр.
Если выявлен необычный (аномальный) цифровой след, например резкие скачки оборотов, подозрительные контрагенты, снижение уплаты ключевых налогов по сравнению с отраслевыми средними или даже необычные маршруты передвижения топ-менеджеров, ФНС с большой долей вероятности инициирует камеральную или выездную проверку.
Примеры «триггеров» внимания ФНС:
-
последовательность и однотипность операций с «однодневками»;
-
несоразмерно низкая налоговая нагрузка против сектора;
-
заниженный "цифровой след" (например, расходы на ГСМ по автопарку - 0 руб. за год при наличии машин);
-
недостоверные или массово сменяемые учредители, адреса, типичные для «фирм-однодневок»;
-
отсутствие реальных трудозатрат в электронных документах/отчетности, нестыковка данных «человеческих» факторов;
-
разрывы в цепочках поставок (например, потерянные отгрузки между поставщиком и покупателем).
Почему это выгодно самой ФНС?
Традиционная модель (плотная проверка каждой середнячковой фирмы) малоэффективна в современной экономике, а вот риск-ориентированный анализ позволяет:
-
резко уменьшить долю «случайных» проверок (тем самым снизить нагрузку на добросовестный бизнес);
-
сконцентрироваться только на объектах с реально подозрительными данными;
-
процессуально подготовиться заранее, собрав исправные доказательства еще до выездных мероприятий;
-
в разы повысить показатель доначисления и сбора налогов.
В цифровую эпоху бизнесу уже не удается скрыть проблемные операции под ворохами бумажных документов.
3. Как провести инициативный аудит бухгалтерского и налогового учета «на опережение»
Почему самостоятельная проверка лучше, когда она раньше?
Инициативный аудит – это добровольная, не продиктованная законом проверка учета и отчетности, призванная заблаговременно выявить и устранить уязвимости, которые могут быть выявлены налоговой инспекцией. Главное отличие – он не проводится своими силами. Аудит должен поручаться исключительно независимой (внешней) фирме.
Ключевые аргументы в пользу независимости аудитора:
-
заблаговременное выявление ошибок;
-
повышение качества учёта и отчётности;
-
оптимизация налоговой нагрузки;
-
подготовка к возможной налоговой или контролирующей проверке;
-
защита интересов руководства и собственников;
-
снижение вероятности блокировки счетов и доначислений.
Когда проводить инициативный аудит
-
перед сдачей годовой отчётности и уплатой крупных налогов;
-
перед крупными сделками, реорганизацией, выходом на новые рынки;
-
если в компании сменился собственник или главный бухгалтер;
-
при резком росте оборотов, появлении сложных договоров, подозрительных/«схематозных» операций;
-
после изменений в налоговом или бухгалтерском законодательстве.