«Честный знак»: маркировка табака. От теории к практике. IT.

«Честный знак»: маркировка табака. От теории к практике. IT.

В предыдущей статье мы кратко рассмотрели бизнес-аспекты оборота маркированной продукции. И, как и обещали, переходим к техническим моментам и IT-решениям.

Для успешной и плодотворной работы, с точки зрения IT-решений и оборудования, необходимо предусмотреть следующее:

1.     Для регистрационных действий в системе «Честный знак» понадобится ЭЦП (КЭП), а также установленная на ПК утилита КриптоПро CSP для работы с электронными подписями.

2.     Подобрать необходимое программное обеспечение (товаро-учетную и кассовую систему) для работы с маркированной продукцией или обновить текущее (если возможно).

Следует отметить, что текущий рынок IT-решений уже достаточно многообразен (подсказка: на сайте «Честного знака» размещена информация по продуктам некоторых IT-интеграторов) и продолжает активно развиваться.

К примеру, для малого и микробизнеса на рынке представлены решения «замкнутого цикла», которые одним сервисом закрывают потребности в товаро-учетной и кассовой системах единовременно, а также уже полностью и сразу же готовы к работе с ОФД и ЭДО. Догадались, почему?)  Верно, потому что подобные решения предоставляются в основном такими крупными игроками российского рынка разработок, как «Контур» и «Тензор». Напомню, что эти мастодонты одновременно является операторами и ЭДО, и ОФД, и выпускают собственные товаро-учетные и кассовые системы.

Для крупного бизнеса, к сожалению, полностью готовых решений нет.

Зачастую товаро-учетная система в крупных компаниях (особенно в международных) не подлежит замене или масштабному обновлению функциональных требований, необходимых для работы с ГИСами, поэтому нужно предусматривать дополнительные доработки для  интеграции товаро-учетных систем с операторами ЭДО и системой «Честный знак» (посредством API).

Из хороших новостей – описание API легкодоступно и размещено на сайте «Честный знак», из плохих – описание API будет продолжать меняться. Оптимизируются уже готовые запросы, пишутся новые. В конечном итоге это означает необходимость реагирования на изменения и постоянные доработки API на протяжении 6-12 месяцев. Надежные компетентные разработчики при таких обстоятельствах – не прихоть, а жизненная необходимость для любого бизнеса. И в этом вопросе Вам на помощь могут прийти как штатные разработчики, так и аутсорсеры. Последние, как привило, эффективнее как спецы, съевшие на таких проектах уже «далеко не одну собаку». Да и к тому же вывод данного функционала на аутсорс позволит Вашей команде не отвлекаться от внутренних важных задач и работать на прогрессивные решения для бизнеса, а не на обеспечение очередных требований государства.

3.  Подобрать, закупить и подключить совместимое со всеми используемыми Вами системами оборудование, а именно:

- устройства регистрации эмиссии (если Вы производитель или импортер табачной продукции, для остальных участников оборота не требуется);

- 2d-сканеры;

- ТСД, читающие Data Matrix коды.

Если у Вас уже есть оборудование, которое теоретически подходит для работы с маркированной продукцией, проверьте его боевую работоспособность на «живых» пачках.

К примеру, 2d-сканеры прошлых поколений с широкоформатной головкой из-за плотности нанесенной маркировки могут далеко не с первого раза считывать Data Matrix код. Возможно, поможет обновление прошивки сканера (многие производители заблаговременно озадачились этой проблемой и выпустили специальные обновления). А возможно, и нет.

Представьте себе, что Вы розничный торговец. Каждый день к Вам приходят несколько сотен, а то и тысяч покупателей. И в самый ответственный момент, когда Вас отделяет буквально один шаг от получения денег, сканер предательски не может считать код первый раз, второй, третий… и недовольный клиент, и вся собравшаяся за ним очередь начинают негодовать.. А еще хуже, если клиент просто уйдет без желанной пачки сигарет, а Вы останетесь без выручки. На одной пачке звучит не страшно, но если Ваш бизнес – это крупный Ритейл, то альтернативные убытки будут колоссальными. Грустный сценарий, не правда ли?

Так к чему же идти на осознанный риск, если его можно нивелировать простыми превентивными мерами.

4.     Кроме обновления кассового ПО, необходимо заключить с оператором ОФД соглашение о передаче кодов в ЦРПТ. Кстати, некоторые операторы ОФД берут дополнительную плату за эту опцию. Лучше сразу выяснить этот вопрос у Вашего оператора ОФД. Тогда у Вас будет время на поиск и переход на более лояльного провайдера, или, на худой конец, эти затраты будут учтены в бюджетах на проект. Между прочим, в том числе из-за таких вот неучтенных затрат, неощутимых в общих бюджетах, фактические бюджеты на проект пробивают 10% резервы.

5.     Переход на электронный документооборот.

На первый взгляд простой и понятный пункт. Но нет, в нем кроется сразу несколько важных аспектов.

Во-первых, переход на ЭДО при обороте маркированной продукции неизбежен, поэтому заключение Договора с операторами ЭДО – это жесткое требование со всеми вытекающими (в том числе плата за сам сервис, исходящие документы, за передачу сведений в ЦРПТ).

Во-вторых, для оптимизации бизнес-процессов логично интегрировать свою учетную систему с оператором ЭДО. Для этого Вам предстоит либо купить готовые модули интеграции, либо написать API между вашими системами.

При этом данные затраты можно отнести к «хорошим», т.к. в итоге это решение сэкономит время Ваших бухгалтеров и других сотрудников на документообороте.

В-третьих, в новом формате УПД (согласно Приказу ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820) появились свободные поля для передачи сведений на усмотрение участников оборотов.

Но для того чтобы сведения из них дошли до Вашего контрагента, необходимо будет доработать модули интеграции (и вероятнее всего, да, за дополнительную плату) или API, т.к. эти поля не являются обязательными (формализованными) и при загрузке в ЭДО могут быть «обрезаны».

В-четвертых, при переходе на ЭДО сразу встает вопрос о сопоставлении и синхронизации номенклатуры в Вашей учетной системе. Этот вопрос можно решать собственными силами или поручить решение оператору ЭДО.

Хорошим решением также может стать подключение к системе EDI, если, конечно, Ваши поставщики также будут ей пользоваться. 

Решение на самом деле отличное, позволяющее автоматизировать всю цепочку поставок от заказа до приемки, но отнюдь не бюджетное.

И напоследок важно отметить, что у участников оборота есть обязательства передавать сведения об отгрузке/приемке товара в составе УПД в «Честный знак» через ЭДО. При этом сведения о списании товара (порча, недостачи и т.д.) планируется передавать напрямую от участника оборота в «Честный знак». Тем не менее, некоторые операторы ЭДО уже трудятся над формализацией этого процесса в своих системах, что тоже при определенных сценариях станет хорошей опцией во взаимодействии с системой «Честный знак».

Аспектов, которые стоит учесть при подготовке к работе с маркированной продукцией и ее оборотом, естественно, значительно больше. Тем более к 2024-2025 годам более 95% товаров на полках будут маркироваться. Но всего в статьях не рассказать.

Мы с радостью проконсультируем Вас.

А если консультаций недостаточно, и Вы хотите поручить надежному бизнес-интегратору решение всех вышеприведенных аспектов и вопросов, то мы с полной готовностью и энтузиазмом готовы внедрить маркировку в Ваш бизнес.

Ваш БРИДЖ ГРУПП уже спешит на помощь!

Связаться с нами

  • Москва: +7 (495) 255-26-40
    115230, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 42, офис 4296
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 612-26-87
    196247, г. Санкт-Петербург, Ленинский проспект, д.151, офис 604
  • Тула: +7 (4872) 52-15-11
    300012, Тула, ул. Мориса Тореза, д.5 кор 2, офис 207
  • Чебоксары: +7 (495) 255-26-40
    428003, Чебоксары, Ярославская улица, дом 74, офис 803