«Честный знак»: маркировка табака. От теории к практике. Бизнес-аспекты

«Честный знак»: маркировка табака. От теории к практике. Бизнес-аспекты

С 1 июля 2020 вводится последний этап маркировки и прослеживаемости табачной продукции. А значит, пора переходить от теории к реальным действиям.

Итак, как нам всем уже известно, отгрузка и приёмка табачной продукции будет сопровождаться УПД электронного формата, передаваемого между B2B участниками рынка через операторов электронного документооборота.

Данная мера позволит государству и потребителям проверить весь путь товара от завода-изготовителя до розничной полки и убедиться в его качестве.

В теории для этого этапа достаточно:

-   зарегистрировать компанию в системе «Честный знак» (если Вы, конечно, не завод-изготовитель, не дистрибьютор 1-го звена и не розничный продавец, т.к. вышеуказанные категории участников рынка должны были зарегистрироваться в системе в уже прошедшем 2019 году);

-  подключить ЭДО;

-  формировать/принимать УПД с кодами маркировки и акцептовать его при отгрузке/приемке ЭЦП (КЭП).

Но для оборота маркированной табачной продукции по новым правилам в безопасном для компании режиме, в том числе во избежание претензий и штрафов от надзорных органов, этого «джентльменского» набора недостаточно.

Рассмотрим кратко бизнес-аспекты, которые следует учесть при проработке и внедрении решений для работы с маркировкой.

1) Приёмка товара должна сопровождаться (дополнительно к стандартной процедуре проверки по ассортименту, количеству, качеству) обязательной сверкой кодов маркировки, заявленных в УПД, с фактически к Вам поступившими.

Только таким образом возможно обезопасить себя от приёмки и дальнейшего оборота товара с невалидными кодами маркировки.

2) Подтвердить полную/частичную приёмку товара посредством подписания УПД от Поставщика электронно-цифровой подписью необходимо не позднее 3-х рабочей дней с момента приемки, но не позднее дня передачи этой табачной продукции третьим лицам.

3) Следовательно, до подтверждения и подписания УПД товар нельзя передавать/продавать третьим лицам.

4) В течение 3-х рабочих дней с момента отражения списаний и результатов инвентаризации в бухгалтерии (читай, НЕприёмка/возврат/продажа) необходимо сформировать и передать Уведомление о списании в систему «Честный знак» для вывода КИЗов из оборота. При этом важно отметить, что идентифицировать КИЗы утраченного в неизвестном направлении товара (те же недостачи, выявленные при инвентаризации) возможно только методом исключения (невозможно считать КИЗ честно украденной пачки, ведь пачки физически уже нет).

5) Если Вы Ритейлер или оптовик, при этом минимально неделимая упаковка при приемке не соответствует минимально неделимой упаковке при отгрузке (к примеру: покупаете блоки – продаёте пачки), то необходимо предусмотреть механизм запроса древа КИЗов из ЦРПТ.

6) В «Честном Знаке» учет продукции и КИЗов ведется в разрезе юридического лица в целом. С одной стороны, удобно, т.к. не возникает необходимости и требования отражать перемещения маркированного товара между складами/торговыми точками. НО для Ритейла и компаний с большим количеством складов имеет смысл (просто жизненно необходимо) выстраивать учет внутри своих систем в разрезе каждого подразделения.

7) Несмотря на то, что оператору ЭДО дается 4 часа на передачу сведений (в составе УПД) об отгрузке (приемке) маркированного товара в ЦРПТ, Покупателю продавать товар дальше можно с момента подписания УПД электронно-цифровой подписью и передачи его оператору ЭДО.

С полным перечнем Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции».

Таким образом, кроме действий, обозначенных в теории, Вашими практическими шагами для подготовки к 1 июля 2020 года становятся:

-    Разработка и внедрение новых регламентов товарного учета. Теперь от его оперативности, качества и достоверности будет зависеть экономия кругленьких сумм.

-    Разработка и внедрение смежных бизнес-процессов. Теперь сотрудники, участвующие в движении маркированных товаров (от кладовщика и оператора-кассира до бухгалтера и обратно) должны будут работать слаженно, как механизм швейцарских часов.

-    Хоть закон этого и не требует, но для собственного спокойствия и, как говорят юристы, «руководствуясь хорошей практикой», обеспечьте систему проверки наличия кодов маркировки на Вашем балансе перед дальнейшей передачей/продажей маркированного товара (если совсем упрощённо, то хорошо подходит аналогия с механикой «алкогольной» ЕГАИС).

-    И не забудьте про IT-решения и необходимое оборудование. О нем мы, кстати, тоже обязательно расскажем уже в следующей статье.

Если Вы по-прежнему не знаете, как жить с маркировкой, или и не хотите знать (согласитесь, ни один бизнес не хочет отвлекаться от своих целей и ключевых талантов, генерирующих святое слово «прибыль»), то просто приходите в БРИДЖ ГРУПП.

Наша проектная команда внедрит маркировку в Ваш бизнес и наладит Вашу жизнь.

Связаться с нами

  • Москва: +7 (495) 255-26-40
    115230, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 42, офис 4296
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 612-26-87
    196247, г. Санкт-Петербург, Ленинский проспект, д.151, офис 604
  • Тула: +7 (4872) 52-15-11
    300012, Тула, ул. Мориса Тореза, д.5 кор 2, офис 207
  • Чебоксары: +7 (495) 255-26-40
    428003, Чебоксары, Ярославская улица, дом 74, офис 803