Целевые ограничения на компании (стоп-лист)
Суть меры: Ключевой элемент пакета – включение в санкционный список 45 компаний из России и третьих стран, обвиненных в поддержке ВПК. Помимо стандартных последствий в виде заморозки активов, эта мера имеет стратегическое значение.
Правовые последствия: существенное сужение возможностей для «серого» импорта критически важных компонентов – от электроника до станков. Под удар попали именно компании-посредники, через которые выстраивались обходные цепочки. Результат – неминуемый рост издержек, усложнение логистики и вынужденный переход на менее надежных поставщиков.
Финансовая блокада: банки, «МИР» и атака на криптоканал
Суть меры: ЕС продолжает методичную изоляцию России от глобальной системы. Меры против банков уже привычны, новшеством стали ограничения против национальной платежной системы «МИР» и, что важнее, – против криптоплатформ.
Правовые последствия:



Давление на третьи страны и «теневой флот»
Суть меры: Пакет включает меры против схем уклонения, в том числе с использованием криптовалют за пределами ЕС, и санкции против 118 танкеров так называемого «теневого флота».
Правовые последствия: декриминализация обхода санкций: ЕС создает правовые прецеденты для давления на третьи страны (Индия, Китай, ОАЭ и др.) с требованием пресекать деятельность компаний-посредников. Это создает репутационные и юридические риски для иностранных контрагентов российского бизнеса.
Санкции против конкретных судов затрудняют их страхование, снабжение и портовое обслуживание даже в дружественных странах, что ведет к росту логистических издержек для экспортеров энергоресурсов.
Энергетический сектор и экспортный контроль
Суть меры: ЕС делает новый шаг к полному эмбарго, вводя запрет на транзакции с «Роснефтью» и «Газпромнефтью» для субъектов своего права. Параллельно снижается потолок цен на нефть, но главный акцент на ужесточение экспортного контроля.
Правовые последствия:



Прогнозируемое совокупное влияние на российский бизнес
1. Увеличение издержек: рост стоимости логистики, страхования и финансирования из-за вынужденного использования более длинных и сложных цепочек поставок.
2. Технологическое отставание: дальнейшие сложности с импортом высокотехнологичного оборудования, комплектующих и программного обеспечения, что тормозит развитие не только ВПК, но и гражданских отраслей.
3.Финансовая изоляция: окончательный разрыв остатков связей с европейской финансовой системой, вынужденный переход на расчеты в валютах третьих стран (юань, рупия, дирхам) с сопутствующими рисками и издержками.
4. Возрастание правовых и репутационных рисков: любая компания, продолжающая работать с российскими контрагентами, особенно связанными с ВПК, должна будет проводить усиленный due diligence, чтобы избежать вторичных санкций.
Реплика юриста (рекомендации)1. Провести срочный аудит цепочек поставок: выявить зависимости от компаний и юрисдикций, которые могут попасть под новые ограничения. Разработать планы по поиску альтернатив.
2. Усилить комплаенс-процедуры: внедрить системы мониторинга контрагентов на предмет включения в новые санкционные списки ЕС, США и других юрисдикций.
3. Диверсифицировать логистические и финансовые маршруты: разрабатывать схемы работы с использованием юрисдикций, не присоединившихся к санкционному режиму, с осознанием всех сопутствующих рисков.
4. Готовиться к дальнейшим ограничениям в сфере цифровых активов: искать легальные альтернативы криптовалютным расчетам, которые также находятся под пристальным вниманием регуляторов.
19-й пакет санкций ЕС не является революционным, но представляет собой качественное ужесточение существующего режима. Его основная цель – точечное разрушение каналов обхода предыдущих ограничений через давление на посредников, логистические цепочки и альтернативные финансовые инструменты. Для российского бизнеса это означает дальнейшее увеличение издержек, рисков и операционных сложностей, углубление экономической и технологической изоляции и необходимость постоянной и сложной адаптации в условиях перманентного ужесточения санкционного давления.
