Не секрет, что в своей работе финансовые специалисты часто разговаривают на «разных языках», имея в виду расчет одного понятия, но называя его другим термином.
Чтобы говорить с коллегами об одном и том же, необходимо разбираться в финансовой терминологии, понимать ее сущность и называть вещи своими именами.
Важность показателей нельзя недооценивать – благодаря им оценивается финансовый результат работы, эффективность использования имеющихся ресурсов и результат от продаж.
Маржинальность, маржинальную прибыль и маржинальный доход перепутать проще всего – термины созвучны, корень один, но значение у них разное.
Цена на товары и услуги складывается из нескольких составляющих – себестоимости и наценки. К себестоимости относятся все переменные затраты, связанные с производством или покупкой для последующей перепродажи продукции и реализацией.
Упростим себе задачу – маржинальная прибыль и маржинальный доход рассчитываются одинаково и означают одно и то же.
Маржинальной прибылью/маржинальным доходом является величина, которая получается при вычитании переменных расходов, зависящих от объема продаж, из выручки от продажи.
Это величина, которая включает в себя постоянные затраты (такие, как аренда офиса компании, расходы на административный и управленческий персонал) и прибыль.
Выражается в абсолютных показателях – рублях.
Как только рассчитана маржинальная прибыль, из нее можно вычесть постоянные затраты и получить прибыль.
Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные расходы = Постоянные затраты + Прибыль
Пример:
Компания А реализует чай в пакетиках. Самым ходовым товаром является набор X, приобрести который покупатель может за 300 рублей.
Переменными затратами для производства набора Х будут являться упаковочные материалы и чайная заварка. Допустим, они составляют 100 рублей. Реализовано 1 000 наборов. Постоянные затраты за период составляют 95 000 руб.
Маржинальная прибыль на единицу набора Х составит = цена продажи – переменные затраты = 300-100 = 200 рублей.
Общая маржинальная прибыль = маржинальная прибыль на единицу * количество единиц = 200 руб. * 1 000 шт. = 200 000 руб.
Общая прибыль = общая маржинальная прибыль – постоянные за период затраты = 200 000 руб. – 95 000 руб. = 105 000 руб.
Прибыль на единицу набора Х = общая прибыль / количество реализованных наборов = 105 000 руб. / 1 000 шт. = 105 руб.
Растет выручка или снижаются переменные затраты – маржинальная прибыль увеличивается. Снижается выручка и растут переменные затраты – маржинальная прибыль снижается.
Маржинальность же выражается в процентах и характеризует, сколько маржинальной прибыли содержится в полученной выручке. Чем она выше, тем лучше.
Вернемся к примеру компании А:
Маржинальность единицы набора Х составит= (300 – 100) / 300 * 100% = 66, 7%.
Маржинальность следует рассматривать в динамике и уделять время для ее анализа не реже раза в месяц. Опираясь на этот показатель, можно делать выводы, насколько эффективно совершаются продажи.
Общим между терминами будет то, что и маржинальная прибыль, и маржинальность могут быть отрицательными, когда переменные расходы превышают поступающую выручку.
Наценка показывает добавочную стоимость к продукту и формирует доход компании. Это то, что «накинули» сверх себестоимости услуги или продукции.
Чем ниже наценка, тем ниже выручка, а значит и ниже маржинальный доход.
В отличие от маржинальности, которая не может превышать 100%, наценка может иметь любое значение. Рассчитывается, как в рублях, так и в процентах.
Наценка набора Х составит в процентах: (300 – 100) / 100 * 100% = 200 %
Маржинальность рассчитывается по отношению маржинальной прибыли к выручке от продажи, а наценка – к себестоимости.
Таким образом, назначение у трех показателей разное:
· Маржинальную прибыль используют для определения точки безубыточности.
· Маржинальность используют для оценки эффективности продаж и понимания, сколько компания зарабатывает от продаж.
· Наценка используется, как инструмент ценообразования.