Ликвидность означает возможность превращения активов организации в денежные средства, возможность оперативно реагировать на внезапные финансовые трудности и возможность поддерживать платежеспособность. Чем быстрее можно перевести активы в денежные средства, тем они ценнее.
Бизнес – это всегда риски. Если платежеспособная компания не может вовремя платить по своим обязательствам, либо может, но при этом возникают излишние затраты, ее ликвидность подвергается риску. И то, насколько организация способна справляться с незапланированными расходами, несвоевременным поступлением входящих платежей от контрагентов и прочими непредвиденными ситуациями напрямую влияет на ее результаты деятельности и ее конкурентоспособность.
Оценка ликвидности важна и для неплатежеспособных организаций. Она помогает не только установить факт неплатежеспособности предприятия, но и выявить причины, которые к этому привели. Степень ликвидности оценивается при проведении финансового анализа организации. Она бывает текущей, быстрой, абсолютной и делится на виды.
Анализируют ликвидность:
1. Активов – их способность обращаться в денежные средства
2. Баланса – насколько обязательства организации обеспечиваются ее активами
3. Организации – ее способность погасить краткосрочные обязательства, используя внутренние платежные и заемные средства
Виды ликвидности дают понимание, как быстро и по каким обязательствам можно рассчитаться. Анализ ликвидности активов можно рассматривать как начальный этап анализа ликвидности баланса.
Активы классифицируются по скорости обращения в деньги. Абсолютная ликвидность, естественно, у денежных средств.
Базово выделяют группы:
А1 – максимально ликвидные (деньги, их эквиваленты, краткосрочные финансовые вложения);
А2 – обладающие высокой скоростью реализации - для превращения их в деньги нужно меньше года (дебиторка)
А3 – медленно реализуемые: в деньги превратятся в срок более года (запасы, НДС по приобретенным ценностям, долгосрочные вложения)
А4 - Труднореализуемые активы (внеоборотные средства)
Если в компании преобладают А1 и А2, ее ликвидность достаточно высока, и наоборот, с активами групп А3 и А4 ликвидность организации низкая.
Теперь посмотрим на пассивы. Их делят по увеличению сроков платежей:
П1 – обязательства, которые надо погасить срочно за несколько месяцев (кредиторка, зарплата)
П2 – умеренные: срок их погашения меньше года (краткосрочные кредиты и заемные средства, краткосрочные оценочные обязательства и так далее)
П3 – долгосрочные: срок погашения более года
П4 – постоянные пассивы – те, которые возвращают после прекращения деятельности организации (капитал и резервы, нераспределенная прибыль)
Золотое правило ликвидности баланса определяется соотношением активов и пассивов:
Величина А1 больше или равна величине П1,
Величина А2 больше или равна величине П2,
Величина А3 больше или равна величине П3,
Величина А4 меньше или равна величине П4.
Чтобы в кризис сохранить компанию нужно уделить пристальное внимание ликвидности. Именно поэтому так важно не допустить ухудшения состояния организации из-за внутренних ошибок.
Ликвидность напрямую зависит от оборачиваемости. Ее показатели в некоторых ситуациях могут быть более полезны, чем коэффициенты ликвидности, так как помогут спрогнозировать будет ли и в каком объеме дефицит денег. Например, можно увидеть, что у организации долгая оборачиваемость товарных запасов: готовая продукция слишком долго остается нереализованной, что оттягивает момент получения денег.
Если оборачиваемость дебиторки ниже, чем кредиторки, значит компания быстро продает, но задерживает оплату поставщикам. Когда выше дебиторка, то в какой-то момент компания может прийти к неприятной ситуации - кассовому разрыву. Если вероятность такого развития событий высока, возможно потребуется срочный поиск внешних источников финансирования, которые обходятся дорого.
Для развивающихся компаний особенно важно поддерживать высокую оборачиваемость активов (дебиторской задолженности, готовой продукции и товаров на складах).
Чтобы управлять ликвидностью, поддерживайте такую структуру активов и пассивов, при которой организация могла бы своевременно покрывать свои финансовые обязательства, в сроки осуществлять текущие платежи и вести бизнес.
Более того, особенно в период кризиса, необходимо поддерживать высокий уровень продаж для поддержания положительного денежного потока.
Чем выше ликвидность, тем устойчивее организация. При высокой ликвидности компания более независима от внезапного изменения рыночной конъюнктуры, что нивелирует риски банкротства.