Прежде чем пугаться и впадать в уныние, разберемся, что же означает «кассовый разрыв», и когда он может возникнуть.
Кассовый разрыв – это временная нехватка денежных средств для покрытия своих обязательств, а именно – это разница между датами входящих и исходящих платежей.
Простыми словами – вам нужно совершить платеж, а средств на это недостаточно.
Кассовый разрыв рассчитывается по формуле:
Остаток денежных средств на начало периода + поступления в течение периода – исходящие платежи = остаток денежных средств.
Если в результате расчета получается, что остаток денежных средств меньше нуля – ожидается кассовый разрыв.
Верным решением будет регулярное ведение бюджета движения денежных средств и платежного календаря. А в период кризиса – ежедневная актуализация данных. В обычное время по объективным причинам делать это не всегда удается, однако в кризис следует уделять контролю большее внимание.
Что укажет на кассовый разрыв в платежном календаре? – отрицательный остаток денежных средств в какой-то из дней.
Как избежать кассового разрыва:
1. Верно планировать бюджет и составлять график платежей
Ошибки в планировании входящих платежей и некорректная приоритизация исходящих платежей могут способствовать нехватке денежных средств.
2. Определить первоочередность платежей.
Существуют неотложные платежи: по заработной плате, налогам и взносам во внебюджетные фонды – их откладывать нельзя. Если перечислите их с задержкой, то попадете под законодательные санкции – потребуется оплатить штрафы и пени, что увеличит долговую нагрузку на организацию.
Также не стоит забывать о возможности блокировки счетов в случае несвоевременного перечисления налогов. Это лишь добавит проблем, требующих оперативного реагирования.
Можно понизить приоритет по задолженностям, если по ним отсутствуют претензии, или удалось договориться об отсрочке с поставщиками.
3. Проработать дебиторскую задолженность на предмет просрочек, отсрочек и рассрочек
Даже в спокойное время возникают незапланированные задержки в платежах со стороны контрагентов. Любой бизнес может попасть в ситуацию, когда нет возможности покрыть все свои обязательства в полном объеме и четко в срок. Что уж говорить про кризисное время. Количество таких ситуаций может увеличиться в разы. Просроченная дебиторская задолженность ведет к недостатку денежных средств.
Важно вовремя выявить отрицательную динамику и не допустить ухудшения ситуации.
Совет! Не оставляйте работу с просроченной задолженностью на «когда-нибудь потом», не думайте, что все может само собой разрешиться.
4. Оценивать периоды отсрочки при заключении договоров с поставщиками
5. Изучить спрос на продаваемую продукцию и его сезонность
Следить за денежным потоком при сезонных продажах крайне важно – в таком случае поступление платежей от покупателей становится «рваным» и на это необходимо обращать внимание при планировании.
6. Следить за восполнением запасов и не замораживать в них средства без необходимости
Согласитесь, что приобретенные впрок материалы для нереализованной продукции не пойдут на пользу вашего денежного потока.
7. Убедиться в наличии резервов и позаботиться о финансовой подушке
8. Проводить ревизию на наличие нецелевых расходов
9. Поддерживать постоянный положительный оборот средств
10. Обратиться к дополнительному финансированию
Возникновение кассовых разрывов – ситуация неприятная, но решаемая. Нивелировать риски можно, если ежедневно отслеживать объем поступлений и контролировать расчеты со всеми контрагентами.
Используйте в своей работе инструменты для контроля и избегайте ошибок при планировании денежного потока. Системный и комплексный подход – ключ к успеху.