Эта новая форма налогового контроля существует уже седьмой год, на сегодняшний день к ней подключено 445 организаций. Насколько эффективно развивается налоговый мониторинг говорили и на Петербургском Международном Юридическом Форуме.
Почему не все спешат участвовать и для чего это нужно, расскажем в сегодняшней статье.
Чтобы к системе подключалось все большее количество компаний налоговики системно ведут работы по ее улучшению. К примеру, были отменены пороговые критерии вступления:
- для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) - компании, заключившие СЗПК после 28 июня 2022 года, должны в течение трех лет вступить в налоговый мониторинг
- для участников промышленных кластеров.
Следующие в очереди на смягчение критериев компании свободных экономических зон, резиденты ТОР (территорий опережающего развития), свободного порта Владивосток и Арктической зоны РФ.
Для чего собственно все это затевалось?
Для снижения административного давления на бизнес с применением риск-ориентированного подхода. Налоговый мониторинг позволит забыть о «трепетном» ожидании выездной налоговой проверки, а также «неожиданных» камеральных.
К плюсам также относят репутационное преимущество таких компаний, возможность по особому порядку возмещать НДС и узнавать позицию и мнение ФНС по спорным сделкам. Благодаря мотивированному мнению, организация сможет оперативно узнавать о нарушениях и исправлять их без риска получить штраф.
К сожалению, есть и минусы: к таким относят сложности с техническим доступом к системе и риски утечки данных.
Возможно эти минусы, а еще коронавирус, а затем и СВО (когда фокус внимания безусловно смещался от совершенствования систем контроля в пользу поддерживающих мероприятий), спровоцировали отставание от целей. По замыслу ФНС планировалось в 2022 году иметь 3 879, а в 2024 – 7 827 компаний в мониторинге, но пока реальный показатель существенно ниже. Однако недооценивать отставание тоже не стоит. За это время службе удалось протестировать систему на небольшой группе налогоплательщиков и исправить ошибки.
В результате ФНС:
• утвердила порядок получения доступа налоговых органов к информационным системам участников и требования к ним. Это означает, что теперь не получится действовать как удобно налогоплательщику, необходимо будет выстраивать систему под требования службы, что позволит ей осуществлять свои аналитические манипуляции удобнее и быстрее (Приказ ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@)
• опубликовала проект приказа ФНС России, где объяснила каким образом с помощью информационных систем организации будет идти обмен информацией (документами)
• совершенствовала институт мотивированного мнения. Налоговики отметили, что за время существования налогового мониторинга составлено 207 мотивированных мнений, 172 из которых - по запросу налогоплательщиков.
Бизнесмены, посетившие юридический форум, особо отметили важность придания публичности при составлении мотивированного мнения, а именно создание открытой библиотеки мотивированных мнений и налоговых рисков.
Налоговый мониторинг благодаря появившимся нововведениям, а также учитывая непрерывное совершенствование автоматизированных систем контроля и аналитики ФНС России, обязательно восполнит отставание.
А если вы задумали о переходе на налоговый мониторинг, напоминаем, как на него перейти:
- проверить суммовые показатели компании на соответствие утверждённым критериям
- проверить готовность информационных систем (и здесь имеется ввиду не только готовность вашей учётной программы 1С или SAP, но и наличие полного оцифрованного архива документов, доступ к которым также в обязательном порядке требуется налоговому органу)
- проверить готовность системы внутреннего контроля
- разработать «дорожную карту» по переходу на налоговый мониторинг
- подать документы в налоговый орган и получить ответ
- (при положительном ответе) взаимодействовать с налоговым органом в рамках налогового мониторинга.
Для подготовки вашего архива к требованиям для перехода на налоговый мониторинг, команда Бридж Групп предлагает услугу постановки цифрового архива. Разберем документы прошлых периодов по организациям, клиентам, объектам, распределим по папкам в электронном архиве для удобства, составим электронную опись/реестр документов и многое другое.
