В современной практике рекрутинга существует несколько основных видов структурированных интервью, каждый из которых направлен на получение определенной информации о кандидате.
Биографическое интервью
Позволяет HR-специалисту получить полное представление о профессиональном пути кандидата. В ходе такого собеседования рекрутер выясняет предыдущие места работы, круг решаемых задач и причины смены компании.
Поведенческое (или ситуационное) интервью
Здесь фокус на прошлом опыте кандидата. Рекрутер спрашивает, как он решал определенные задачи или справлялся с трудностями. Такой подход позволяет оценить реальное поведение человека в рабочих ситуациях и его способность справляться с аналогичными задачами в будущем.
Компетентностное интервью
Направлено на выявление наличия и степени развития определенных профессиональных компетенций. В ходе такого собеседования кандидату предлагаются как гипотетические ситуации (кейсы), так и вопросы о реальных ситуациях из его опыта.
Ситуационное интервью
Схоже с поведенческим, но фокусируется на гипотетических ситуациях, которые могут возникнуть в будущей работе. Интервьюируемый должен предложить свое видение решения такой ситуации. Оценивается его способность принимать решения и мыслить стратегически.
Принципы применения
На практике важно соблюдать определенные принципы. Необходима стандартизация вопросов: для всех кандидатов должны быть подготовлены одинаковые вопросы, чтобы обеспечить сопоставимость результатов.
Порядок проведения интервью включает несколько этапов:
1. Подготовка к собеседованию (изучение резюме, составление списка вопросов)
2. Знакомство с кандидатом
3. Основная часть (когда задаются вопросы по заранее подготовленному плану)
4. Ответы на вопросы кандидата
5. Завершение интервью
Специалист, работая с ответами соискателя, должен не просто фиксировать полученную информацию, но и оценивать ее достоверность, обращать внимание на детали и противоречия.
Плюсы применения
1. Критерии оценки результатов заранее определены. Для каждой компетенции или качества разрабатывается шкала оценивания, по которой выставляются баллы. Объективность оценки достигается благодаря четкой системе критериев и стандартизированным вопросам. Все соискатели проходят одинаковую процедуру, что исключает предвзятость интервьюера.
2. Считается, что такой отбор более справедлив, ведь все претенденты отвечают на одни и те же вопросы и проходят через одинаковые оценочные процедуры. Благодаря этому можно объективно сопоставлять навыки, компетенции и опыт разных претендентов на должность.
3. Стандартизация процесса позволяет сделать интервью более эффективным и структурированным. Заранее подготовленные вопросы и четкая последовательность их подачи обеспечивают полное покрытие необходимых тем и получение всей необходимой информации о кандидате.
Минусы применения структурированных интервью
1. Невозможность учета уникальности кандидата может стать существенным недостатком, особенно когда речь идет о специалистах с нестандартным опытом или уникальными достижениями. Формализованный подход может не позволить в полной мере оценить такие особенности.
2. Требуется значительное время на разработку вопросов, критериев оценки и шкал оценивания, что может замедлить процесс найма.
3. Некоторые кандидаты могут испытывать сложности с адаптацией к формализованному формату интервью, особенно если они привыкли к более свободному стилю общения.
4. Такое интервью может не охватывать все аспекты личности и профессиональных качеств кандидата, особенно те, которые проявляются в нестандартных обстоятельствах или требуют творческого подхода.
Особенности применения
Все зависит от масштаба компании: там, где приходится иметь дело с множеством соискателей, этот метод особенно эффективен благодаря возможности стандартизации процессов. При массовом найме можно быстро оценить большую группу людей. Это незаменимый инструмент для сезонных или масштабных рекрутинговых кампаний.
Для специфических позиций метод требует особой адаптации, так как стандартные вопросы могут не охватывать все необходимые компетенции. В таких случаях требуется разработка специализированных оценочных критериев и вопросов.