И если говорить о перспективах, то, согласитесь, очень многое зависит и от выбора будущих партнеров компании? Мы уже не раз писали о должной осмотрительности при выборе контрагентов. Для определения их надежности, помимо стандартных процедур оценки, можно провести анализ финансового состояния компании контрагента и на основании полученной информации принимать решения о дальнейшем сотрудничестве.
В зависимости от степени детализации это может быть краткий или глубокий, горизонтальный или вертикальный, сравнительный и факторный анализ.
1. Ликвидность (текущая, быстрая или абсолютная) и платежеспособность – эти показатели тесно связаны, их анализируем в первую очередь:
Текущая покажет, может ли компания платить по текущим обязательствам исключительно оборотными средствами;
Быстрая отразит способность гасить краткосрочные обязательства, реализуя ликвидные активы;
Абсолютная характеризует уровень платежеспособности предприятия в текущий момент.
2. Финансовая устойчивость.
Покажет способна ли компания платить (в том числе по кредитам) и функционировать, используя свободные деньги.
Определяют этот показатель, рассчитывая коэффициенты:
· покрытия, указывающего на способность компании погашать обязательства, используя свои активы;
· автономии, характеризующей степень независимости от кредиторов;
· маневренности собственных средств, указывающей на эффективность структуры и степень ликвидности активов;
· обеспеченности собственными источниками финансирования
Здесь все взаимосвязано: если собственных денег мало, значит компания попадет в зависимость от внешнего финансирования. Такая ситуация создаст угрозу для жизни компании, если продажи вдруг сильно просядут.
3. Рентабельность.
Выражается в процентах, расчет ведется по валовой, операционной и чистой прибыли. Важнее высокой выручки, не всегда свидетельствующей об успешности бизнеса. Особенно если речь идет о больших затратах. Рассчитав рентабельность, узнаем, насколько прибыльна деятельность компании.
Чтобы проанализировать этот показатель, обратимся к данным отчета о прибылях и убытках.
Если хотите сравнить себя с конкурентами, надо увидеть картину в целом по отрасли.
Для оценки эффективности важно отслеживать рентабельность. Низкие показатели могут привлечь внимание со стороны ФНС.
· Продаж (здесь нормативных значений нет, но можно оценить, насколько вы успешнее конкурентов)
· Активов – объем прибыли с каждого вложенного рубля.
· Капитала – покажет, насколько эффективно вы его используете. В значительной мере определяет доходность вложений от собственников компании.
4. Деловая активность.
Указывает на возможность компании занимать устойчивое положение на конкурентном рынке. Тесно связана с оборачиваемостью средств и с ликвидностью.
Оборачиваемость запасов показывает, насколько быстро обновляется склад с продукцией, не позволяя замораживаться денежным средствам. Низкий коэффициент укажет на избыточную затоваренность и/или плохие продажи.
Когда оборачиваемость дебиторки ниже, чем кредиторки, компания совершает продажи быстро, но задерживает оплату поставщикам. С другой стороны, если дебиторка больше, то в какой-то момент компания имеет вероятность получения кассового разрыва. Если намечается такой разрыв, нужно срочно искать внешние источники финансирования, которые на текущий момент обходятся дорого. Следите за тем, чтобы финансирование было сбалансированным.
Важно не забывать, что показатели оборачиваемости зависят от отраслевых особенностей деятельности компании.
5. Оценка риска банкротства
Для расчета может применить четырехфазную модель Альтмана.
Z (индекс Альтмана) = 6,56 * Т1 + 3,26 * Т2 + 6,72 * Т3 + 1,05 * Т4
для непроизводственных видов деятельности, где
T1 – отношение оборотного капитала к активам,
T2 – нераспределенной прибыли к активам,
T3 – операционной прибыли к активам,
T4 – собственного капитала к обязательствам.
В случае, если:
Z ≤ 1,1: у компании имеется существенная вероятность банкротства;
1,1<Z <2,6: вероятность невысока, но не исключается
Z ≥ 2,6: финансовое состояние устойчивое, вероятность банкротства низкая.
Сегодня ситуация осложнена тем, что нынешний кризис сильно отличается от предыдущих и применить опыт прошлых периодов в полной мере не представляется возможным.
Организациям необходимо быть гибкими и реагировать на изменения быстро, чтобы исключить негативное влияние на финансовое состояние и уберечь компанию от краха.