Формально они подпадают под признаки платежных агентов – принимают и перечисляют наличные, но являются ли платежными агентами по факту? Должны ли регистрироваться в Росфинмониторинге и разрабатывать внутренние правила контроля, следуя «антиотмывочному» Закону № 103-ФЗ (ч. 5 ст. 4), открывать специальный счет и заводить вторую кассовую книгу, выполнять другие обязанности платежных агентов?
Сразу развеем ваши опасения – нет, большинство посредников-поставщиков – не платежные агенты. Платежный агент отличается от посредника тем, что занимается исключительно получением платежей физических лиц в пользу поставщика, продающего товары и услуги. В № 103-ФЗ (ч. 1 ст. 4) подчеркивается, что агент не предпринимает никаких действий, чтобы 1) состоялось получение товара (услуги); 2) возникло право на получение товара (услуги) у поставщика.
Таким образом, под определение платежного агента не подпадают предприниматели и фирмы, ведущие расчеты по поводу реализации товаров и оказанию услуг. Платежный агент не является и не может являться стороной реализационной сделки.
Когда принципал, комитент либо поверенный принимает платеж от клиента и занимается поиском покупателей, оформлением заказов и договоров, доставкой, то он не выступает в качестве платежного агента, поскольку принимает платеж для реализации товаров (услуг).
Классический пример – курьерские фирмы и транспортно-логистические компании не являются платежными агентами, поскольку их задача – доставка товаров, и получаемые платежи с ней неразрывно связаны.