Это, по сути, полноценный отчет, который к тому же собирается на определенную дату, то есть позволяет оценить состояние компании в желаемый промежуток времени. Формировать баланс лучше раз в квартал. Оптимальное время перед сдачей отчета по НДС или налогу на прибыль, в это время бухгалтер вводит все актуальные данные, которые помогут корректно детализировать информацию. Предусмотрите в управленческом балансе подробную расшифровку данных, и он будет иметь существенные преимущества по сравнению с бухгалтерским.
Правильно анализируя баланс, получите ответы на самые важные вопросы:
- Сколько денег вложили в свой бизнес и откуда их брали
- Куда потрачены кровные
- Куда нужно еще потратить для решения проблем и как это сделать эффективно
Баланс дает возможность проследить все движения капитала и, если понимаете как его читать, узнаете все о своем предприятии: сколько вы должны поставщикам, инвесторам или банку, есть ли у вас резервы, чтобы расплатиться с кредиторами, сколько у вас свободных средств. В итоге сможете подсчитать ликвидность активов и платежеспособность бизнеса.
Отчет состоит из двух разделов: Активы – материальное и нематериальное имущество компании. Пассивы – средства, на которые приобретались активы.
Разберемся с активами, они бывают оборотные и внеоборотные.
Внеоборотные (основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения). Это та часть баланса, которая не участвует в обороте средств компании, а организует ее.
Основные средства компании – это все, что можно продать, от станка до офисной мебели. Чтобы понять, сколько их в компании, надо провести инвентаризацию. И хотя бы раз в год в дальнейшем обновлять эту информацию.
После инвентаризации можно обнаружить, что некоторая часть основных средств требует ремонта или обновления – на эти процессы, а также на покупку нового оборудования будут потрачены финансы, которые обозначают как капитальные вложения.
Нематериальные активы – это объекты интеллектуальной собственности. Эта часть баланса требует особой оценки. Например, товарный знак. О том, для чего он нужен и как его не потерять мы уже писали. Сюда же можно записать изобретения, собственные произведения и так далее.
Оборотные активы – это деньги на счетах и дебиторская задолженность.
Если компания занимается розничной торговлей, в эту часть баланса добавляется также стоимость всех материалов и готовой продукции на складе. Все, что должны вам подрядчики, поставщики, клиенты, сотрудники, записывается как дебиторская задолженность. Здесь главное понять, в какие сроки эти долги будут погашены.
Пассивы – это капитал и обязательства.
Часть капитала формируется вложениями собственников, когда компания организуется (уставной), часть добавляется ими по мере развития компании. Накопленная прибыль – это все, что заработано компанией с учетом убытков и затрат. Уменьшают капитал компании дивиденды – это средства, выведенные из компании ее собственниками.
Обязательства. Рассматривают долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные это все кредиты, займы, векселя со сроком погашения больше года. Сюда же записываются отложенные налоговые обязательства. Краткосрочные обязательства (займы) имеют срок исполнения менее года. В этом же столбце будут собраны все прочие долги компании (неоплаченные счета за оказанные услуги, долги перед сотрудниками по заработной плате и так далее), то есть кредиторская задолженность.
Внесли в баланс все цифры – что дальше?
Для начала проверьте себя. Соберите и сложите все активы – эта сумма называется валюта баланса. То же самое сделайте с пассивами. Баланс собран правильно, если суммы активов и пассивов равны.
Начинаем анализировать. Наша основная «боль» конечно пассивы. Замечательно, если большая их часть представлена капиталом. Ведь это база формирования активов и погашения задолженностей. Гораздо хуже, если обязательства доминируют. Для вас это означает, что у компании много долгов. В итоге от соотношения этих параметров можно выяснить насколько ликвидна компания.
Коэффициент ликвидности считается по определенной формуле, где стоимость оборотных активов делится на сумму всех обязательств. Этот показатель должен быть больше ста процентов. Низкий коэффициент – повод подумать о корректном распределении доходов и расходов, инвестиций, процентов по займам и прочих нюансов. Возможно, нет понимания о наличии скрытых резервов в компании.
Коэффициент финансовой независимости определяется как сумма капитала, разделенная на общую сумму пассивов. Показывает вашу зависимость от кредиторов. Оптимальное значение в пределах от пятидесяти до семидесяти процентов. Если показатель ощутимо ниже – это косвенный признак некачественного финансового планирования и некорректного распределения финансовых потоков. Дополнительно рассмотрите приемлемые варианты по оптимальным налоговым инструментам в отношении конкретных видов деятельности.
Рентабельность капитала определяется как чистая прибыль за какой-либо период поделенный на сумму капитала. Он покажет сколько приносит каждый рубль вашего собственного капитала. Даже если на ваших счетах аккумулируются внушительные суммы, но они просто «лежат» там без дела, значит они обесцениваются. В таком случае необходимо рассмотреть варианты пассивного дохода, инвестирования, досрочного погашения обязательств – вопросы, которые необходимо держать на контроле.
Посчитать ликвидность компании.