1. Сегодня, благодаря цифровизации процессов, компании находятся под пристальным вниманием налоговой службы. Не удивительно, что собственники и руководители бизнеса ищут пути нивелирования рисков. Является ли инициативный аудит той самой панацеей?
- Панацей – нет, а вот необходимой профилактикой – да. Мы живём в такой динамичной среде, в том числе законодательной, что нужно иметь дорогостоящий штат консультантов, чтобы успевать отслеживать и внедрять все изменения. Регулярный аудит помогает держать руку на пульсе своей компании и своевременно предпринимать необходимые меры
2. Многие руководители считают, что аудит, особенно комплексный – это дорого и неэффективно. И проще по каждому направлению нанять узкого специалиста. Так ли это?
- Мы сейчас говорим не о классической аудиторской проверке, стоимость которой, как правило, очень значительная. Инициативный аудит чем-то напоминает собственную службу внутреннего контроля, которая проверит все или выборочные блоки и даст свои заключение и предложения. Такое заключение необязательно к предъявлению куда-либо. Его цена дешевле обязательной аудиторской проверки, и точно экономически выгодней содержания штата специалистов.
3. С чего надо начать предпринимателю?
- Инициативный аудит может быть разовым, а может быть регулярным. В первом случае можно запросить любой период проверки (это может быть и год, и два и даже три), любой участок (отдельно только бухучёт, или расчёт заработной платы, налоговый учёт, даже охрана труда), и провести проверку раз в год, например. Или можно на регулярной основе (раз в квартал) осуществлять контроль перед отправкой налоговой отчётности. В таком варианте аудит – это и подспорье главбуху и целые нервы руководителя.
4. Какие самые частые ошибки у компаний вы находите при аудите?
- Часто встречаются ошибки при расчетах заработной платы. В отдельный блок можно объединить ошибки, связанные с расходами: корректность документального оформления, правильность отражения на счетах бухгалтерского учёта. И третий важный блок ошибок - правильность расчётов налогов и сборов.
5. А было ли такое, что в результате аудита обнаруживались дополнительные финансовые источники?
- И такое встречается. Переплаты по налогам и сборам – одна из самых часто встречающихся активов компании. К сожалению, сверка с налоговой – это часто долгое мероприятие (несмотря на то, что общение с налоговой давно не требует физического присутствия), а иногда и тупиковое, потому что переплата есть, а получить её никак не получается по разным причинам. В такие «разборки» бухгалтеры ввязываются с неохотой. А также регулярно наблюдаем плохую работу с кредиторской и дебиторской задолженностью. Нерегулярные сверки с контрагентами, отсутствие ответственных за первичную документацию, нередко приводят не только к зависшей дебиторке, но и, того хуже, кредиторской задолженности самой компании.
6. А если компания крупная. У нее огромный штат. Есть бухгалтерия, финдиректор и даже штатный юрист? Казалось бы, им помощь со стороны не нужна?
- И да, и нет. Первое: в большом штате может присутствовать собственная служба внутреннего контроля. Плюс обязательство проходить ежегодный обязательный аудит. Тогда действительно помощь и не требуется. Второе: «не ошибается тот, кто не работает». Ошибаются даже самые опытные специалисты – кто-то пришёл, отвлёк, всё ошибка повисла. Люди могут заболеть или уволиться в самый неподходящий момент. Законодательство постоянно меняется, у штатных специалистов может не хватать опыта по нивелированию налоговых претензий. Сейчас всё чаще встречаются главбухи, которые рады каждому аудиту, потому что реально понимают, что от ошибки никто не застрахован.
При этом я знаю ситуации, когда главбухи наоборот очень ревностно относятся к своей работе и возмущаются попыткам организовать аудит. А предприниматель, переживая за финансы компании не решается принять кардинальные меры. В таких ситуациях аудит может быть проведён путём «найма» нового сотрудника на участок бухгалтерии. Фактически этот человек являясь широким специалистом, получив доступ к бухгалтерской программе, «без шума и пыли» проверит интересующие собственника вопросы.
7. До сих пор еще есть предприниматели, которые при возникновении проблем предпочитают обращаться к неким влиятельным лицам.
- Здесь очень хочется напомнить предпринимателям, что разного рода покровительства — это не только неэффективно, но и преследуется по закону.
8. Имея на руках результаты аудита, что делать дальше собственнику? Например, когда придет проверка.
- Если в ходе аудита выявлены ошибки, их необходимо исправить. Когда исправить нельзя, то необходимо «подложить соломку». Например, контрагент показался проверяющим неблагонадёжным: лучше сформировать документальные и фактические доказательства того, что работы действительно были выполнены (услуги оказаны, товар поставлен). Лучше не откладывать такие вопросы до проверки. А уж если проверки не избежать, руководители и бухгалтерия чувствуют себя более уверенно, зная, что они отработали все свои слабые места.
9. Исходя из многолетней практики, какой подход к защите любого бизнеса считаете наилучшим решением? Сколько независимых проверок в год нужно инициировать руководителю, какие еще инструменты применять?
- Одного универсального решения нет. Но самое эффективное – это внедрение комплекса мер: внедрение внутренних контрольных процедур и ответственных, инициативный аудит, отслеживание лучших деловых практик. Комплексный подход является лучшей подушкой безопасности.