Борьба с фальсификацией и доходы государства увеличит (за счет выхода из «тени» ряда производителей), и качество продукции повысит (из-за прозрачности товарооборота). Маркировать товар надо правильно, за нарушения будут больно наказывать и не только рублем. Как не допустить нарушений?
Маркировка товара — это нанесение уникальных для каждой единицы товара кодов в формате Data Matrix. Участник рынка (производитель/импортер) перед выпуском товара в оборот должен создать карточки товара, заполнить всю необходимую учетную информацию и затем промаркировать.
Следят за всем промаркированным товаром электронно (с помощью ЭДО). На практике это выглядит так: коды товаров переносят в электронный универсальный передаточный документ, затем при отправке покупателю данный документ подписывается электронно-цифровой подписью поставщика. В «Честный Знак» информация отправляется автоматически.
Как будут наказывать за нарушения (ст. 15.12 КоАП РФ):
Для производителей
· Должностные лица: от пяти до десяти тысяч
· Юрлица: от пятидесяти до ста тысяч рублей
Для продавцов
· Граждане: от двух до четырех тысяч
· Должностные лица: от пяти до десяти тысяч
· Юрлица: от пятидесяти до трехсот тысяч рублей
Наказания при обороте в крупных (от 400 тыс руб) и особо крупных размерах (до 1,5 млн рублей) прописаны в статье 171.1 УК РФ
Лишение свободы (до 3 лет)
Штраф 80 тыс рублей или принудительные работы (до 5 лет)
При признаках сговора:
Штраф от 500 тысяч до 1 млн рублей
Лишение свободы (до 6 лет)
Нарушения и ошибки
1. Нет кода на товаре
Если маркировка по этому товару уже вступила в законную силу – товара без кода даже не должно быть на складе. Следите за изменениями в законодательстве и оперативно маркируйте остатки товаров, а также осуществляйте эмиссию новых кодов.
2. Не читается.
Это означает только одно. Что произошла ошибка при печати или нанесении кода.
3. Не совпадает с УПД.
Получая новую партию товара, сравните фактический код с указанным в УПД. При несовпадениях, не принимайте и тем более не продавайте.
Нашли такую ошибку – исправьте документ, 2D-сканером перепроверьте полученную партию и только потом принимайте товар к учету.
4. Не была своевременно проведена процедура по перемаркировке
Например, покупатель произвел возврат товара без упаковки. Кода нет или он поврежден. Восстановите маркер или закажите новый и нанесите его на упаковку.
5. Некорректно оформили возврат.
Проверьте, целостность маркировки, отсканируйте её и только потом верните товар в оборот.
На сегодняшний день список товаров, подлежащих маркировке, еще не окончательный и будет постепенно расширяться. Представителям всех отраслей необходимо следить за нововведениями. Предпринимателям придется тщательно изучать новые требования и внести изменения так, чтобы безошибочно внедрить систему в свой бизнес.