В статье рассмотрим, каким образом управленческий учет может помочь собственнику/СЕО повысить эффективность работы команды даже в отсутствии директора по персоналу. Пошагово разберем как сформировать прозрачную систему мотивации, помогающую стимулировать сотрудников и достигать намеченных целей. Приведем пример из практики.
На определенном этапе предприниматели часто сталкиваются с проблемой: как справедливо оценивать вклад каждого члена команды и эффективно мотивировать. Решение заключается в применении управленческого учета и внедрении системы KPI (ключевых показателей эффективности) в сочетании с продуманной системой премирования.
Почему это важно
Сотрудники работают эффективнее, когда понимают, какие задачи перед ними стоят и как их выполнение влияет на доход. KPI — это измеримые показатели, которые помогают оценить результативность работы как одного работника, так и всей организации в целом. А система премирования, основанная на этих показателях, создает прозрачную и справедливую мотивацию.Преимущества такого подхода:




Совет: Ключевые показатели можно разделить на два вида, оперативные и стратегические. Оперативные предназначены для анализа текущей деятельности, стратегические – результат деятельности за период в соответствии с дорожной картой достижения стратегических целей. KPI могут быть ежемесячными, квартальными, годовыми или связанными со сроками определённых проектов.
KPI должны быть четкими, измеримыми и выполнимыми. Они варьируются в зависимости от особенностей бизнеса и ответственности сотрудника.
Вот несколько примеров:





Пример: В компании, занимающейся продажей товаров, KPI для менеджера по продажам может выглядеть так:


Шаг 2: Внедрите управленческий учет для отслеживания KPI
Чтобы KPI работали, нужна система управленческого учета, которая позволит собирать и анализировать данные.
Вот что нужно сделать:- Настройте систему учета в соответствии с KPI: сформируйте управленческую отчетность (форматы, разрезы, детализация, показатели для анализа), в том числе для отслеживания необходимых показателей.
- Четко регламентируйте учет: убедитесь, что периодичность и сроки формирования отчетов управленческого учета с необходимыми показателями совпадают с периодами и сроками, когда они требуются для расчета премирования.
- Настройте доступность: позаботьтесь о том, чтобы каждый отдел и сотрудник имели доступ к информации по «своим» показателям, от которых зависит мотивационная часть их вознаграждения.
- Автоматизируйте сбор данных: используйте CRM-системы, программы учета для расчета своевременных и достоверных данных.
- Анализируйте результаты: выявляйте слабые места и корректируйте при необходимости выстроенную систему, чтобы она была эффективной и отражала все внутренние и внешние изменения.
Этапы постановки управленческого учета:
1 | Аудит |
|
|
2 | Разработка методологии |
|
|
3 | Настройка |
|
|
4 | Автоматизация и дашборды |
|
|
Премирование должно быть прозрачным и стимулировать сотрудников на достижение целей.
Вот как это сделать:
- Установите четкие правила: определите, за какие KPI и в каком размере выплачивается премия.
- Сделайте премии достижимыми: цели должны быть реальными, чтобы сотрудники верили в их выполнение.
- Учитывайте индивидуальный вклад: премия может зависеть как от личных KPI, так и от результатов команды или организации в целом.
Совет: при формировании и внедрении KPI для мотивации сотрудников можно использовать методику SMART.
Шаг 4: Коммуницируйте с командой
Проведите встречу, на которой:




Совет: Регулярно давайте обратную связь. Сотрудники должны видеть, как их усилия влияют на результаты и понимать, что их работа видна руководству.
Реальные результаты: как KPI и премирование меняют бизнес
Внедрение системы KPI и премирования на основе управленческого учета помогает:



Пример из практики.
Небольшая производственная компания, в которой мы внедряли управленческий учет, имела большое желание выстроить четкую систему премирования. Нами была подготовлена база для формирования системы мотивации на ключевых показателях эффективности. Аналитические таблицы управленческого учета отражали не только показатели эффективности компании в целом, но и позволяли увидеть результаты в разрезе ассортимента, динамики по браку, анализ дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость, ликвидность и другие показатели, необходимые для расчета премирования по сотрудникам.
KPI НАЧАЛЬНИК ЦЕХА ЗА ФЕВРАЛЬ 2023 года
Ключевые показатели | Веса | База | Норма | Цель | Факт | Индекс KPI |
Объем производства | 0,45 | 3 млн. руб. | 5 млн. руб | 6 млн. руб. | 5.2 млн. руб. | 110% |
Доля бракованных изделий | 0,35 | 30% | 10% | 2% | 8% | 110% |
Материально-технические затраты | 0,2 | 120 тыс. руб. | 90 тыс. руб. | 70 тыс. руб. | 85 тыс. руб. | 110% |
Коэффициент результативности | 111% |
KPI МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ ЗА ФЕВРАЛЬ 2023 года
Ключевые показатели | Веса | База | Норма | Цель | Факт | Индекс KPI |
Объем продаж | 0,3 | 100 тыс. руб. | 500 тыс. руб. | 800 тыс. руб. | 600 тыс. руб. | 125% |
Поступление денежных средств | 0,25 | 150 тыс. руб. | 400 тыс. руб. | 600 тыс. руб. | 370 тыс. руб. | 88% |
Просроченная дебиторская задолженность | 0,2 | 800 тыс. руб. | 300 тыс. руб. | 100 тыс. руб. | 250 тыс. руб. | 110% |
Удовлетворенность внутренних клиентов | 0,15 | 0 | 80 | 100 | 90 | 113% |
Командность в работе | 0,1 | 0 | 80 | 100 | 60 | 113% |
Коэффициент результативности | 106% |
Мы поможем:



Сделайте первый шаг к эффективному управлению бизнесом уже сегодня!