В прошлом году в России по системе франчайзинга было открыто более восьми тысяч компаний. А самих франшиз уже насчитывается почти 3,5 тысячи. Каждая из них предлагает эффективный бизнес «под ключ».
А вот количество разочарованных покупкой франшизы бизнесменов никто не считает. Причин, почему не получилось, много.
В этом материале мы собрали топ 3 причин, когда лучше взяться за дело самому и вложиться в личный бренд, а не приобретать франшизу, пусть даже в привлекательной «упаковке».
1 причина
Свое дело финансово выгоднее – франшиза сложный и дорогостоящий механизм
Купив франшизу, вы заплатите разовый паушальный взнос за привилегию стать частью «бизнес-семьи», а также будете выплачивать ежемесячные роялти за пользование франшизой. Начав свое дело, статьи расходов можно существенно сократить. На примере выпечки пирожков: начинайте печь дома с доставкой (к примеру), далее поднабрав «финансовой мышечной массы» откройте палатку или арендуйте небольшую площадь в торговом центре. Не начинайте свое маленькое предприятие на кредитные средства – используйте накопления, личные ресурсы (не надо сразу набирать персонал, сперва сделайте свой товар или услугу востребованной и узнаваемой).
2 причина
Недостаточно свободы
Франшиза – это, так или иначе, подконтрольный владельцу (франчайзеру) бизнес. Наличие периодических аудитов, проверки «тайным» покупателем, ограничение территории ведения бизнеса по франшизе и т.д.
Обязанность четко следовать своду правил ведения бизнеса в рамках франшизы лишает ваш стартап «маневренности», которая необходима начинающему предпринимателю. Кроме того, вся работа будет направлена на то, чтобы соответствовать стандартам франшизы и выполнять финансовые обязательства, а следовательно, даже если это те же пирожки, которые вы так любите печь для людей, вы не будете иметь возможности погрузиться в любимое дело, вы будете заняты работой на своего франчайзера.
Вы также не сможете полностью влиять на качество товара, ведь его вы будете закупать у поставщиков франчайзера.
3 причина
Недостаточно поддержки
Купив франшизу, наивно рассчитывать на то, что вас будут вести «за ручку». Вам дадут свод правил и стандартов, возможно доступ к ПО, научат работать в некотором количестве таблиц, однако никакого «дружеского плеча» или «родительского» покровительства. Вы остаетесь один на один с открытой по франшизе «точкой» и кипой стандартных установок, как работать нужно, а как нельзя.
Подводим итог
Если вы мечтаете открыть свою маленькую булочную, кофейню или магазинчик детских игрушек, хорошим решением будет вложиться в себя и свой личный бренд. Сегодня наружная реклама все чаще используется как эффективный источник для создания узнаваемости бренда, в регионах такая реклама по карману любому начинающему предпринимателю. Семья может стать отличной командой для запуска личного «шатла» в полет, такая команда не подведет и поддержит, а главное, невероятно замотивирована в успехе вашего начинания.
В случае, если вы решили присоединиться к большому и узнаваемому по всей стране и даже миру бренду, помните, что перед подписанием договора франшизы его важно проверить, чтобы исключить подводные камни и сделать его рабочим юридическим инструментом.
Поможем заключить юридически выверенный безопасный контракт (ссылка на услугу «правовая экспертиза договоров»)
Смотрите бесплатный вебинар «Стоит ли покупать франшизу в 2025»
Подробно рассказываем о том, как проверить качество франшизы.