Новый сервис Центробанка «Знай своего клиента» работает два месяца и пока нет объективных данных, насколько он упростил или усложнил жизнь предпринимателям. Попавших в группу риска немного, но бизнесмены опасаются, что это только начало.
Неблагонадежные с точки зрения ЦБ предприятия, находящиеся в красной зоне, это, как правило, фирмы, созданные специально для участия в незаконных схемах. Поэтому собственники таких компаний, скорее всего, не сильно удивились, попав под жесткий контроль. Пока мы не встречали среди наших клиентов случаев несправедливого отнесения к высокорисковой группе. Если ваша компания ошибочно попала под красный цвет «банковского светофора», напишите или позвоните нам, постараемся помочь.
В группу риска желтого цвета объективно попасть проще – переживают собственники компаний. А что если начнут проверять контрагентов «до седьмого колена» и добросовестная «зеленая» компания попадет в разряд среднерисковых? В любом случае наши общие рекомендации – как минимум, станьте более щепетильными в выборе партнеров и не участвуйте в рискованных операциях. На всякий случай еще раз перечислим самые подозрительные:
-
снятие наличных (средства получены как субсидия);
-
снятие с корпоративной карты, юридическое лицо создано меньше 2 лет назад, а суммы меньше 600 тысяч рублей;
-
приобретение или продажа цифровой валюты;
-
зачисление на расчетный счет наличных средств с подозрительных источников происхождения. Клиент не может объяснить, откуда у него деньги, или его объяснения вызывают сомнения;
-
сумма внесена на расчетный счет и тут же снята;
-
платежи, не относящиеся к деятельности клиента;
-
вывод денег ИП на личный счет, других операций, связанных с деятельностью, нет;
-
поступление платежей с выделенным НДС, которые в дальнейшем отправлялись контрагентам по сделкам без НДС;
-
клиент не предоставляет пояснительные документы по операции. Все это приводит к тому, что за клиентом устанавливается повышенный контроль. В особенности, если такие операции повторяются или встречаются вместе.
«Зеленых» клиентов банки будут проверять каждые 3 года, «желтых» и «красных» — раз в год. Если банк обнаружит, что клиент «покраснел», информация об этом поступит в ЦБ РФ в течение пяти рабочих дней. Точно также банк может проинформировать и самого клиента, хотя и не обязан это делать.
Если ваш банк вдруг начал блокировать некоторые операции или задает много вопросов и требует дополнительных пояснений – значит ваша компания в группе риска. Надо срочно предпринимать меры для исправления ситуации. Просто «перебежать» в другой банк не получится – информацию о вашей неблагонадежности увидят все банки. А по запросу смогут узнать и контрагенты, которые тут же начнут отказываться с вами работать. Что сделал один предприниматель, когда с его компанией произошло подобное мы писали в статье «Кейс: как помочь компании, которая теряет контракты»