Бухгалтерские услуги – 8 моделей аутсорсинга

Бухгалтерские услуги – 8 моделей аутсорсинга

Аутсорсинг постепенно проникает в российский бизнес и становится популярным. Быстрее всего это происходит в секторе бухгалтерских услуг. Формы взаимодействия заказчика и фирмы-исполнителя становятся все более разнообразными. Выделяют как минимум пять моделей аутсорсинга, в зависимости от масштабов бизнеса.

  1. «Внешний главбух»
  2. Бухгалтерские услуги «под ключ»
  3. «Внешний аудитор»

Модель оптимальна для только что созданных фирм с микрооборотами. Заключается соглашение с аутсорсинговой фирмой на постановку учета «с нуля» и выполнение бухгалтерских услуг, перечень которых совпадает с функциями главного бухгалтера.Предложение актуально для малого бизнеса, масштаб которого позволяет полностью вести бухгалтерский учет на основе первичной документации. В список решаемых задач входит ведение регистров налогового и бухгалтерского учета, составление отчетности, обновление и настройка программных продуктов.

Учет ведется в отдельных подразделениях. Такой вариант часто применяется в качестве «предналоговой» ревизии на малых, средних, крупных предприятиях. Составляется подробный отчет для руководителя, возможна проработка вопросов постановки и улучшения управленческого учета в компании. Практика показывает, что внешние ревизии гораздо эффективнее, чем внутренние.

4) «Внешний бухгалтер»

Этот вид бухгалтерских услуг рекомендуется средним и крупным фирмам. Отдельные функции бухгалтерии берет на себя внешняя фирма. Главный бухгалтер меньше тратит времени на рутинную работу, получает возможность лучше организовать учет и работу бухгалтерии, уделять больше времени планированию и разработке финансовой стратегии. Что обычно выносится за пределы внутренней бухгалтерии:

  • учет оплаты труда с параллельным ведением кадрового учета;
  • организация работы с дебиторской задолженностью;
  • «спонтанные» ревизии отдельных процессов.

5) Бизнес-консалтинг

Аутсорсинговая фирма предоставляет консультационные услуги, дает информацию об изменениях в законодательстве, поддерживает моментальную обратную связь с клиентом.

Кроме моделей отношений заказчика и исполнителя, существует два подхода к оценке результатов.

  1. Холистическая модель, когда полученный эффект привязан к стратегии компании и бизнес-результатам. Проще всего достичь этого в фирмах, где хорошо поставлено стратегическое управление. Аутсорсинг становится еще одним стратегическим инструментом, формирующим конкурентное преимущество.
  2. Процессная модель оказания бухгалтерских услуг – акцент смещается на конкретные процессы, потраченные ресурсы и выполненные виды работ. Этот вариант получил наибольшее распространение, в том числе за рубежом.

Комбинированные модели

Такой вариант представляет собой комбинацию перечисленных моделей аутсорсинга бухгалтерских услуг. Например, компания частично берет на себя задачи бухгалтерии: помогает сформировать и вести учетную политику, поддерживать документооборот, составлять стандарты, вести учет возвратов, организовать аттестацию сотрудников и так далее. Оценка качества услуг также может быть комбинированной – по результатам и затратам.

Выбирая подходящую модель аутсорсинга и встраивая его в бизнес, руководитель компании или предприниматель учитывает масштаб, сложность деловых операций, наличие собственного штата бухгалтеров, приоритеты выбранной стратегии. Идеальной схемы нет, но постепенность и правильный подход к делегированию помогают получать от услуги максимум и эффективно управлять рисками.

25 сентября 2017 г.