Обзор изменений в системе контроля и надзора за 2016 год

Обзор изменений в системе контроля и надзора за 2016 год

Исследование, проведенное общественной организацией «Опора России», показало, что в 2016 году количество проверок малого-среднего бизнеса сократилось, но средний штраф вырос.

Лидируют по количеству проверок «Роспотребнадзор», «Технадзор», МЧС, «Роструд», в абсолютном выражении частота проверок относительно прошлого года уменьшилась.

Наряду с плановыми посещениями ведомства организуют неплановые визиты в организации. За истекший год количество неплановых проверок, инициированных «Рострудом», возросло на 6,3%; «Роспотребнадзором» – снизилось на 1,85%; «Ростехнадзором» – выросло на 16,9%; МЧС – сократилось на 44,1%.

Контролирующие органы стали чаще признавать в правонарушениях факт угрозы вреда. Отсюда и возросшие выплаты штрафов. При проверках «Роструда» частота фактов потенциальной угрозы увеличилась более чем на 12,5%, что связано с ужесточением требований охраны труда.

Средний штраф теперь обходится бизнесу значительно дороже:

  • средний штраф «Ростехнадзора» – на 105%;
  • «Роспотребнадзора» – на 2,3%,
  • «Роструда» – на 12,9%.

Неслыханный рост «тарифа» обусловлен в том числе уменьшением количества проверок – для сохранения баланса пополнения бюджета.

Сами ведомства не дают подтверждений таким предположениям. Так, «Роструд» объясняет возросшие штрафы корректировками в законах и добавлением новых правонарушений:

  • за некорректное оформление трудового контракта;
  • неправильную оценку условий труда;
  • нарушения норм охраны труда.

Штрафы для должностных лиц теперь в среднем от пяти до сорока тыс. руб. Для юридических лиц от 50 до 200 тыс. руб.

Предприниматели в настоящий момент практически не защищены от проверок надзорных структур. 94% проверок инициируются ведомствами без согласования с прокуратурой, которая часто отменяет необоснованные проверки.

Что предлагается делать бизнесу в такой ситуации? Для снижения частоты проверок и уменьшения санкций специалисты рекомендуют риск-ориентированный подход, который уже реализован в области пожарного, санитарного надзора и постепенно внедряется в сферу охраны труда. К примеру, за год от плановых проверок противопожарного надзора были освобождены 700 тыс. предприятий с низким показателем риска. В итоге на 30% сократилась частота проверок. А вот предприятиям с высоким показателем риска приходится платить более крупные штрафы.

Подобные изменения скоро затронут и сферу охраны труда – в выигрышном положении окажутся фирмы, выделяющие средства на оценку условий труда, аттестацию рабочих мест или передавшие эти функции на аутсорсинг охраны труда для снижения рисков и частоты проверок.

4 мая 2017 г.