Аутсорсинг учетных функций в России – взгляд руководителей

Модель аутсорсинга работает по простому принципу – если нет возможности или нецелесообразно выполнять некий процесс внутри организации, целесообразно передать его внешнему провайдеру – он сделает лучше, эффективнее и дешевле.

Это правило полностью отражает механизм аутсорсинга учетных функций. Принимая решение, руководитель всегда взвешивает две группы факторов. С одной стороны – мифы российской деловой среды, беспокойство за конфиденциальность и повышенная потребность в контроле. С другой — освобождение от непрофильных дел, сокращение затрат на персонал, оборудование и ПО, повышение надежности и легитимности учетных функций.

Весомость этих факторов меняется со временем. Сегодня все больше руководителей, для которых убедительнее выглядят преимущества аутсорсинга. Они уверены, что выбор надежного провайдера нивелирует риски и дает возможность резко повысить эффективность бизнеса.

Аутсорсинг вызывает интерес и любопытство, он получает отзывы как инструмент для упрощения процессов, роста управляемости и сокращения издержек. Стереотипы, что все должно быть под контролем, развенчивает бизнес-практика.

В России наиболее популярен учетный аутсорсинг – компании охотно делегируют бухгалтерию и налоговую функцию. Договор чаще всего заключается в формате постоянного сопровождения. В перечень услуг входят функции главбуха, комплексное ведение налогового учета и бухгалтерии, подготовка отчетов, аудит и восстановление документации. На долю этого направления в России приходится не менее 48% рынка. Практически все крупнейшие провайдеры предоставляют услуги бухгалтерского аутсорсинга.

Выше всего спрос на аутсорсинг со стороны нефинансового сектора и производственных предприятий. Руководители называют три привлекающих момента – повышение производительности, снижение учетных рисков, оптимизация затрат.

Бухгалтеры аутсорсинговой фирмы по определению работают эффективнее, чем специалисты внутри компании. Одна только экономия на налогах за счет грамотного планирования в среднем составляет от 3 до 7% выручки. Делегирование оправдано, если руководство стремится к высокому уровню организации бизнеса, к четкости процедур, снижению рисков и сосредоточению на ключевом бизнесе.

Кризис подталкивает к смелым решениям. Чтобы повысить эффективность, бизнес ищет пути снизить себестоимость, сконцентрироваться на основных процессах. Провайдеры дают такую возможность, поскольку располагают отработанными и оптимизированными технологиями учета. Тем не менее, основными потребителями их услуг остаются иностранные компании, работающие на территории России.

31 марта 2017 г.